Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2018-05-14 10:01:35
Наталья Данилина

Почему православные никогда не клянутся

В ветхозаветные времена клятва была вернейшим способом подтверждения договора между людьми и заключалась в призыве Бога в свидетели своих слов и намерений. Таким образом люди возлагали на себя ответственность не только перед соплеменниками, но и перед Создателем.

Языческие народы обыкновенно клялись именами своих идолов, иудеям же Бог положил заповедь в случае особой надобности исполнения какого-либо важного обещания клясться лишь Его именем. Таким образом, клятва именем Божиим для иудеев заключала в себе с одной стороны, исповедание веры, а с другой — обязательство осуществить обещанное перед лицом Всевышнего. Нарушение обязательства или ложная клятва воспринималась как вина и грех перед Богом.

В Евангелии же приводятся такие слова Христа: «…говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф 5:33-37)

Исходя из этих слов, многие склонны считать любую клятву (в том числе, например, и присягу) делом греховным.

Такое отношение Христа можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, человек зачастую клянётся тем, что неподвластно ему (о чём и говорит Спаситель), а это не что иное как пустое суесловие. А во-вторых, не всегда имеется возможность предвидеть обстоятельства, могущие препятствовать исполнению обещанного, а потому есть риск стать клятвопреступником, призывая Бога в свидетели.

Новый Завет снял с человека множество ветхозаветных формальностей, регламентирующих духовную жизнь, дав ему взамен благодать Святого Духа и свободу, позволяющую самому сообразовывать свою жизнь с Евангелием и совестью.

Новозаветный человек – это человек «повзрослевший духовно», личность, которой доверяет Бог. Потому, он имеет возможность брать ответственность за свои обещания без дополнительных «усилений» в виде клятв: если обещать – то выполнить, или не обещать вовсе того, что не в его власти.

Клятва, с точки зрения христианства, это не грех, а, скорее, устаревшая формальность, не столь необходимая людям Нового завета, живущим «в духе и истине».

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: