Первые символы христианства: что означали и зачем были нужны
Во времена первых христиан верующие претерпели жесточайшие гонения – их гнали и язычники, и иудеи. Достаточно вспомнить житие апостола Павла, которого во избежание гибели спускали в корзине с городской стены или странную и удивительную судьбу самого молодого из учеников Христа – Иоанна, который по приговору римского императора выпил чашу с ядом цикуты и остался жив.
Не имея возможности исповедовать свою веру открыто и желая обрести единоверцев, первые христиане были вынуждены прибегать к различным знакам, по которым их могли опознать только люди, знающие основы христианства и понимающие эти символы. Знаки эти должны были простыми, чтобы не вызывать подозрения римлян или других языческих народов. При этом первохристиане наполняли их смыслом, который раскрывал христианские догматы иногда быстрее и доходчивей, чем сложный текст – ведь многие не умели читать, а вот запомнить расшифровку символа мог каждый.
Рыба (Ихтис)
Самым простым и распространенным знаком, по которому христианин мог опознать единоверца, был знак «рыба», который рисовался одной чертой и который можно было легко стереть, если он был начертан мелом, углем или даже на песке.
Знак этот обозначает самого Христа, ведь слово «рыба» – ἰχθύς (ихтис), написанное на греческом языке, расшифровывалось как Ἰησοῦς Χριστός Jεοῦ Uἱός Sωτήρ – Иису Христос, сын Божий, Спаситель.
Сама же рыба была и образом Христа, и образом христиан, «малых рыб», погружающихся в воды крещения и плывущих ко спасению вслед за большой «рыбой» – так о символе писал христианский автор Тертуллиан.
С рыбой и с рыболовными сетями в Евангелии связан целый пласт ассоциаций. Первые апостолы, которых Христос позвал за собой – Симон и Андрей (Петр и Андрей Первозванный ) были рыбаками, и Сын Божий, позвав их с собой, обещал сделать их «ловцами человеков».
Дважды Христос являл чудеса, накормив рыбой и хлебами огромную толпу людей собравшихся слушать его проповеди – и поэтому позже рыбу стали изображать вместе с хлебом.
И даже после Воскресения, когда явился он на берегу Галилейского моря, то первое, что сделал – наполнил сети рыбаков таким тяжелым уловом, что они еле вытащили сеть из воды.
Именно с неводом, который закинут в море и захватил там множество разных рыб (людей), сравнивает Христос Небесное Царство (Мф 13:47).
Толкователи Библии считают, что рыба в проповедях Сына Божьего символизирует еще и хлеб вечной жизни, тогда как змея – это символ грехопадения и смерти.
Агнец
«Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира», – так говорит об Иисусе в Священном Писании Предтеча (Ин. 1:29). Поэтому рисунок агнца (жертвенного ягненка) был неразрывно связан с Христом. Этот образ уходит корнями в Ветхий Завет, где праобразом распятия Божьего Сына была готовность Авраама принести в жертву Богу единственного сына Исаака.
Этот образ был позже запрещен Вселенским собором, но до сих пор встречается на иконах Иоанна Крестителя.
Хрисмон (хризма)
Этот знак известен многим христианам и сейчас – это греческая монограмма из первых букв имени Ἰησοὺς Χριστὸς, скрещенных в середине. Слева от монограммы написана греческая буква альфа (Ά), начинающая алфавит, а справа – греческая буква омега (ω) замыкающая его. Это соотносится со словами из Апокалипсиса «Аз есмь Альфа и Омега», и означает, что все в мире началось с Бога («И Слово было у Бога, и Слово было Бог»), и все закончится Им. Две буквы греческого алфавита символизируют полноту Бога, который всё содержит (Вседержитель), а сам не имеет начала и не имеет конца: «Сый, и прежде сый и конца не имый». Известно, что хрисмон был на штандарте императора Византии Константина – равноапостольного Святого.
Якорь
Поскольку крест ранние христиане рисовать не могли, то его заменил якорь, как символ надежды и опоры. Апостол Павел в «Деяниях…» сравнивает якорь с крестом, «который для души есть как якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6:18-19).
С тех пор символ видоизменился и теперь рисуется как крест с якорным основанием. Кресты с таким основанием венчали купола храма Покрова на Нерли (построен в 1165 году) и Дмитриевского собора в городе Владимире (1197 г.).
Пеликан, петух
По древней легенде, пеликан – это птица, которая не боится яда змеи, и разрывая себе грудь, питает укушенных змеей птенцов своей плотью, чтобы исцелить их. Это символ жертвы Христа, и одновременно, Евхаристии. «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» – говорит Господь Апостолам на Тайной Вечере, давая им хлеб, смоченный вином (кровью).
Петух в христианстве символизирует пробуждение от тысячелетнего языческого сна и предупреждает, чтобы христиане не спали, бдели в ожидании Второго пришествия.
Символ напоминает о петухе, который пропел тогда, когда Петр трижды отрекся от Христа, и предостерегает от лености и предательства.
Лилия и виноградная лоза
Именно лилию держал в руках ангел, который явился Деве Марии, чтобы сообщить ей о том, что она родит Спасителя всего человечества. С тех пор этот цветок является символом Богородицы, олицетворяя собой чистоту, невинность и совершенство души.
Видя изображение виноградной лозы, римляне считали, что это символ бога Бахуса и не придавали рисунку значения. Однако именно виноградная лоза стала символом Христа, который так и говорил «Аз есмь виноградная лоза, а Oтец мой — виноградарь». Это символ Eвхаристии – обещание Bечной жизни и Царства Hебесного.
Треугольник и голубь
Голубь был символом Святого Духа, появившегося во время крещения Христа в Иордане, а треугольник означал Всевидящее Око Господа, которое неустанно наблюдает за людьми. Кроме этих символов употреблялись и другие, например, телец, означавший жертву, ветка оливкового дерева (миро), колосья, символизировавшие апостолов, и лев, означавший царственное достоинство Христа и Его могущество.
Читайте наши статьи на Дзен