Может ли монах вернуться в мир
Всем известно о строгих правилах, которым должен следовать каждый монах. Но как быть, если человек, принявший монашеский постриг, вдруг устал или просто передумал? Имеет ли он право уйти обратно, в обычную жизнь?
Раньше пути назад не было
Многие исторические личности становились монахами уже в довольно преклонном возрасте. Так в конце жизни монашеский постриг принял боярин и воевода Иван Шереметьев. Овдовев, Шереметьев ушел в монастырь, а через 7 лет скончался. Почему же большинство, в том числе известных и высокопоставленных людей отказывались от мирской жизни в старости?
Немаловажную роль играл и тот факт, что вплоть до XIX века монахи не имели права отречься от своих обетов. «Сбежавшие из монастыря подлежали задержанию и возвращению в монастырь, а в необходимых случаях – и помещению в монастырскую тюрьму» — утверждает протоиерей Владислав Цыпин, историк и преподаватель Духовной Академии.
Многие богословы, старцы и священнослужители прошлого относились к ушедшему монаху, как к преступнику. Иоанн Златоуст прямо называл таких монахов дезертирами, бегущими с поля боя. А святитель Василий Великий считал подобный поступок настоящим грехом.
Теперь есть
Однако во второй половине XIX столетия ситуация в корне изменилась. Монахам разрешили подавать прошения о снятии с них монашеских обетов. «Это дозволение действует до сих пор» — добавляет протоиерей Владислав Цыпин. По мнению священника, определять принятие монашества как, к примеру, таинство крещения, которое не имеет обратной силы, не следует. Монах имеет право уйти из монастыря и даже вступить в брак и обзавестись детьми.
Протоиерей Олег Стеняев также отмечает, что «Священноначалие может снимать и монашеские обеты». Существуют даже Синодальные законы о снятии монашества, которые пока никто не отменял. В качестве примера Стеняев упоминает Федора Бухарева. Этот архимандрит, живший еще в позапрошлом столетии, попросил снять с него монашеские обеты и сан и его просьбу удовлетворили.
А митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) сообщает, что за 20 с лишним лет из Сретенского монастыря ушли в мир 4 монаха. Причем, священник не согласен с тем, что эта цифра совсем небольшая.
Отношение церкви к уходу из монашества
Митрополит Тихон заявляет, что каждый такой случай является настоящей трагедией для всех. Ему вторят и другие священнослужители.
Однако протодиакон Андрей Кураев, преподаватель духовной академии, признает «отрицательный результат» тоже «результатом». Кураев уверен в том, что в некоторых случаях, отказываясь от монашеских обетов, человек даже делает нечто полезное и для церкви и для мира. «Зачем удерживать того, кто уже не считает себя монахом?» — спрашивает протодиакон.
Игумен Валериан (Головченко) на своем сайте пишет, что осуждать таких людей не следует. «Не нам и не церкви он давал свои обеты, а Богу» — сообщает священник.
Читайте наши статьи на Дзен