Какие украшения нельзя носить православным
Украшения всегда несли не только эстетическую функция, но и служили неким социальным индикатором, по которому можно было определить статус, профессиональную и религиозную принадлежность человека.
Украшения и христианство
При разговоре об украшениях в контексте христианства, обычно вспоминают слова апостола Павла: «чтобы также и жены (…) украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами». Часто этой цитатой мотивируют абсолютный запрет на украшение себя. Но апостол ничего не запрещает, а, скорее, рекомендует расставлять приоритеты, которые были в языческом мире смещены в сторону внешнего великолепия, а потому, требовали больше сил и средств.
Сейчас существует масса ювелирных мастерских, специализирующихся на украшениях с христианской символикой – колец с молитвами, браслетов, нательных крестиков. В церковной среде есть разные мнения относительно подобной «православной ювелирки». Большинство священников относится к этому спокойно и лишь не рекомендуют носить нательный крестик (особенно с Распятием) в качестве украшения, хотя категоричных запретов на это не существует.
«Нехристианские» украшения и пирсинг: мнения священников
Документа, обговаривающего эту проблему, у Церкви нет. Потому нет и единого мнения на этот счёт, и практически обо всём, что касается внешности христианина, представители Русской Православной Церкви высказываются, исходя лишь из предания и традиций, и мнения эти имеют довольно широкий диапазон.
У многих возникает вопрос о допустимости для христиан пирсинга лица и тела. И если к прокалыванию ушей священники как правило лояльны, то остальные случаи большинство склонно называть «грехом». Так, например, считает священник Владимир Шлыков: «Пирсинг и татуировка являются осквернением своего тела, а также есть излишество и непотребство. К прокалыванию ушей, чтобы носить серьги, в нашем православном обществе относятся терпимо, т. к. этой традиции уже не одно столетие. Священники не запрещают и не осуждают прокалывание ушей, тогда как пирсинг и татуировка воспринимается как грех».
Вызывает вопросы и возможность совмещать ношение крестика с иными украшениями, или использование символов иных религий (например, «звезду Давида»). Большинство священников сходится во мнении, что нательный крестик не стоит носить на одной цепочке с простыми кулонами, но можно — с образками, и лучше не на виду.
«Звезда Давида», являющаяся атрибутом иудаизма, но вообще имеет корни в ветхозаветной культуре. Она служила одним из символов завета Бога с человеком. Царь Давид повелел изобразить его на щитах своего войска (поэтому его ещё называют «щит Давида»). По мнению протоиерея Александра Билокура, ничего страшного для христианина этот ветхозаветный символ не представляет, его ношение грехом не является, но может быть неправильно понято окружающими. «Для православных христиан изображение этой звезды никакой опасности не таит, но мы имеем свой великий символ – Святой Крест, по которому определяется наша принадлежность к истинной вере в Господа. (…) Если Вы привезли Звезду Давида как сувенир со Святой Земли, то можете хранить ее у себя дома. Не стоит носить ее на груди, чтобы не смущать христиан, и тем более приверженцев Ислама.»
Относительно подвесок с нехристианской символикой или знаками Зодиака, то здесь, опять-таки мнения встречаются разные, но чаще негативные: Церковь отрицательно относится к астрологии, а потому и подобные украшения воспринимаются как атрибут язычества. В этом есть доля правды: если христианин изначально воспринимает его, как оккультный символ и боится этого — не нужно подвергать свою душу подобному искушению.
В Церкви нет канонических запретов на украшения. Исключением являются случаи, когда изделие сознательно используют в качестве «амулетов», или, когда человек становится «одержим» украшениями. Но дело здесь не в предметах, а в отношении к ним человека. И именно это отношение Церковью осуждается, но никак не вещи.
По словам преподавателя Киевской духовной академии Андрея Музольфа — «главное в Церкви – не то, что она запрещает, а то, что она дает человеку. А дает она ему ни много ни мало – Самого Бога». Часто люди, входя в Церковь, ожидают подробных инструкций и правил относительно устройства своей жизни. Желание регламентировать все сферы бытия, приводит к тому, что человек пытается возложить на Церковь (в лице священника) ответственность за каждый свой шаг. Однако относительно запретов и правил апостол Павел написал в послании Коринфянам: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.» (1Кор.6:12).
Читайте наши статьи на Дзен