Какое мясо было запрещено есть русским?
Необходимость подобных ограничений обосновывались требованиями Священного Писания. Однако более вдумчивая трактовка православными священниками соответствующих изречений Ветхого и Нового Заветов сводится к тому, что с точки зрения веры мясо любых животных съедобно.
На какое мясо накладывал «табу» Ветхий Завет?
В этой наидревнейшей части Библии содержится главный перечень запретных продуктов, главным образом мяса разнообразных животных, которые не подобает вкушать православному. Причем в этом списке приводятся и условия умервщления животного, при которых его мясо также становится запретным для употребления. Не позволялось есть убоину, если скотину задушили, либо она пала – нужно было, чтобы перед смертью обязательно сошла кровь. К крови у русских в старину было особое отношение – считалось, что в ней пребывает душа, а питаться одухотворенной плотью – тяжкий грех.
Раки, конина, крабы, кролики, зайцы – мясо всех этих животных тоже запрещал Ветхий Завет, в котором прямо указывалось на то, что истинному христианину допустимо употреблять в пищу только ту убоину, у которой при жизни имелись раздвоенные копыта и скотина была жвачной. Кроме того, православным не дозволялось питаться бесчешуйной рыбой, к примеру, сомами, которые кормятся падалью. Отдельный постулат Ветхого Завета касается запрета на поедание свинины – в Писании сказано, что свинья хоть и имеет раздвоенные копыта, но животное не жвачное, а потому нечисто.
При чем тут телятина?
Иностранцы, побывавшие на Руси в XVII веке, отмечали в своих мемуарах, что русским категорически запрещалось вкушать еще и телятину – по словам француза Маржерета, шведского дипломата Петрея и курляндца Рейтенфельса, ослушание в данном случае каралось очень жестоко. К примеру, по свидетельству Петрея, при строительстве Орла рабочих плохо кормили, наблюдались даже случаи каннибализма. А когда строители закололи и съели теленка, всех, кого в этом уличили, сожгли заживо, тогда как каннибалов простили. Аналогичный факт сожжения заживо за употребление телятины приводит и Рейтенфельс, с его слов, это была инициатива Ивана Грозного, так же сурово наказавшего рабочих, строивших вологодскую крепость.
Историки приводят письменные свидетельства летописца Смутного времени немца Конрада Буссова, который писал, что Лжедмитрия свергли в том числе и из-за того, что московские бояре смогли убедить толпу: «ненастоящий царь» ест телятину, он, наверное, нерусский, иноземец.
«Для христианина ничего нечистого быть не может»
Позиция официальной православной церкви по поводу запретов употребления какого-либо мяса (вне поста, когда все истово верующие ограничивают себя в пище), проста: в Ветхом Завете писалось, что христиане готовились к приходу Христа и эти ограничения были призваны усмирить человеческого плоть. В Новом Завете таких запретов уже не содержится, потому что надобность в них отпала: вся пища освящается Всевышним. Более того, в Деяниях 10: 9-15 (Новый Завет) прямо сказано, что апостол Павел получил от Господа Откровение об освящении всей пищи, среди которой после сего действа нет нечистой и скверной.
Протоиерей Андрей Кордочкин, настоятель мадридского прихода в честь Рождества Христова, трактуя постулаты Ветхого Завета, где, в частности, упоминается о «нечистой» пище, напоминает, что в Писании подобному делению, в сущности, подвержен весь материальный мир, и эта дифференциация – понятие временное, в определенном смысле дисциплинарное, педагогическое. После прихода в мир Христа Божественная и человеческая природа соединяются и сущность человека становится освященной, то же касается и всего материального мира. Таким образом, в православном богословии не существует деления мяса на чистое или нечистое.