Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2018-10-06 15:43:44
Светлана Шмидт

Откуда в России 200 лет назад появилось женское имя Светлана

Светулек, Светик, Светланка, Лана, Света, Вета и еще множество вариаций одного и того же имени – Светлана.
Нередко можно услышать мнение, что это одно из чисто древнерусских имен, так как имеет русскоязычный корень – свет. Это так только отчасти. В древнерусском действительно есть имена с таким корнем. Но они… мужские: Светозар, Светлан (широко распространено в Болгарии). Нередко в этот ряд ставят имя Святослав. Оба его корня в сочетании имеют значение славящий святость. А «святой» на Руси от слова «свет», согласно этимологическому словарю.
В женском варианте это имя впервые употребил в своем романе «Светлана и Мстислав» поэт Александр Востоков. Было это в самом начале XIX века. Через одиннадцать лет после выхода романа Востокова – в 1813 году – другой русский поэт Василий Жуковский публикует свою балладу «Светлана». Но в народ это имя не пошло. В начале позапрошлого века писатели и поэты любили давать своим литературным героям выдуманные имена. Мстислав, кстати, из этой же серии. А еще были Добрада, Приятна и… уже известная нам Светлана.
В 1836 году русский художник, живописец Карл Брюллов пишет свою знаменитую картину «Гадающая Светлана». Брюллов написал ее под впечатлением от баллады Жуковского. Он изобразил девушку в русском национальном костюме, которая привлекает внимание своей непосредственностью. После этого имя Светлана стало «пробираться в народ». Но поначалу им называли не детей, а военные корабли и предприятия. Так, в конце пятидесятых годов XIX века на воду был спущен новый фрегат с названием «Светлана». Командиром его был великий князь Алексей Александрович, который впоследствии имел роман с дочерью Жуковского Александрой, от которого у них родился сын. Император Александр II был против этого брака и отправил сына в плавание.

Популярным имя Светлана стало ближе к середине прошлого века. Когда детям давали новые пролетарские имена, оно ассоциировалось со светом революции, светлым будущим. А уж когда этим именем назвал свою дочь «вождь все времен и народов» товарищ Сталин, имя Светлана стало набирать популярность. Его «расцвет» пришелся на 60-е –70-е годы прошлого века. В каждом классе было как минимум две Светланы, но чаще – три–четыре.
В православных святцах такого имени нет до сих пор. Светлан крестят именами Фотиния (от латинского «свет»), или Лукерья – то же, но в переводе с греческого.
Мало кто знает, что женское имя с корнем «свет» – одно из самых распространенных в языках разных народов. Так, в немецком и французском – это Клара и Клэр, в других языках версии этого имени Кьяра, Кларис, Кларисса, у итальянцев – Лючия, в таджикском – Равшана, в казахском – Нурия, у кельтов – Фиона, по древнегречески – Фаина.
Сегодня филологи спорят, Востоков просто переиначил мужское имя под женское, или все же вывел его осмысленно? Ведь в имени Светлана два древнерусских корня. Один – уже известный нам «свет», а другой – «лан», означающий широкое пахотное поле. То есть, «Светлана» в буквальном смысле – «освещающая плодородную землю».

Сегодня можно много прочесть не только о значении тех или иных имен, но и характере человека, его психологических особенностях в связи с тем, какое имя он носит. И это не блажь или выдумки. Впервые в истории русской словесности о взаимосвязи имени и психотипа личности сказал известный русский философ Павел Флоренский. В своей книге «Имена» философ рассказывает о ряде исследований, доказывающих существование такой взаимосвязи. Правда, с оговоркой: по мнению Флоренского, у каждого имени три ипостаси – высшая, нейтральная и низшая, которые имеют конкретное выражение в именах: Александр – Саша – Сашка, Михаил – Миша – Мишка и так далее. И только от человека зависит, в какой ипостаси он себя проявит.

После Флоренского подобную исследовательскую работу провел Борис Хигир. Он изучил историю семей и людей за почти тридцатилетний период и пришел к выводу, что не только имена, но и отчества влияют на характер и судьбу человека.
Светлану Хигир охарактеризовал как трудолюбивую и самостоятельную женщину. В ней легко уживаются два начала, благодаря чему она открыта добру и злу. Это означает, что она может быть легкой светлой, общительной, человеком, который пользуется уважением. Но может быть властной, авторитарной, не терпящей возражений, использующей окружающих людей в своих целях. Но есть, по мнению исследователя, и третий вариант: безвольная, плывущая по течению, равнодушная к людям и обстоятельствам. Какой она вырастет, зависит во многом от родителей, уверен Борис Хигир. Но он же утверждает, что, как правило, Светлана «создает» себя сама.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: