![Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев](https://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2017/03/1-84.jpg)
Почему русский дом всегда строили с крыльцом
Что за русская изба без крыльца — все равно, что птица без крыла! Крыльцо, «крылец», «крыльчик» — так и манит, притягивает взоры прохожих, приглашая переступить порог дома, поклониться хлебосольным хозяевам, перемолвиться словечком, другим.
«Выдь на крыльцо, покажи свое белое лицо»
Дощатая площадка перед входом в сени со ступеньками или без, со столбиками и перилами или без таковых, крытая или нет, с односкатным навесом или двускатной крышей – вот и все крыльцо. Что тут диковинного? А многое.
Диковинно крыльцо как олицетворенное гостеприимство, радушие, готовность встретить белой скатертью, хлебом-солью любого, будь то старый знакомый односельчанин, будь то никому неведомый странник.
![2](http://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2014/02/25.jpg)
Диковинно крыльцо свое простотой и замысловатостью одновременно – у какого мастера на что воображения хватит: каким узорочьем расписать перильца, колонки, какими окошечками осветить верхнюю площадку крыльчика. Диковинно крыльцо, связующее внешний окружающий мир и мир внутренний со всем его домашним укладом, бытовыми заботами и хлопотами. Дивно крыльцо, разграничивающее, противопоставляющее «свое», освоенное, обжитое пространство «чужому», стихийному, природному.
Простое и сложное
Расположена северно-русская изба перпендикулярно улице, значит вход в сени традиционно со стороны бокового фасада – тут и место крылечку, сбоку, будто крылышко.
![](http://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2014/02/News_Photo_image_large_143574-592x422.jpg)
А стоит изба в южных великорусских районах параллельно улице, то и крыльцо перед дверью в сени расположено со стороны переднего фасада, смотрящего на улицу.
![](http://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2014/02/i_008-592x396.jpg)
У одной избы крыльцо простенькое с одной-двумя ступеньками, а у другой — с лестницей высокой, а то и с двумя. Одно крыльцо – открытое. Другое – наоборот, с навесом, но открытое по сторонам, лишь со столбиками-колонками, что поддерживают крышу, и перилами. Вот оно «перильчатое», «перёное» крыльцо. Куда крылу без перьев!
Третье крыльцо частично зашито тесом по сторонам, а четвертое и вовсе полностью закрыто: зашито досками или вырублено из бревен. С таким крыльцом избе и сеням никакой мороз, никакие вихри не страшны.
![](http://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2014/02/крыльцо-окно.jpg)
А на пятое крыльцо глянешь: у него не то что лестница, но и два рундука, то есть две площадки, одна сверху, другая снизу. Они всегда защищены от дождя. Такие крыльца – сложные, непростые, да еще и с проёмом, решётчатым окошечком, на верхней площадке. Любо-дорого смотреть в такое окошечко – на то оно и «смотрильное».
![](http://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2014/02/851f15d86521.jpg)
На Севере крыльцо всегда большое, просторное, добротное, не чета скромным южным крыльцам без перил, резьбы, навесов, колонн, декоративных арок и окошек. И не мудрено!
Ведь крыльцо на Севере в первую очередь защищало избу от непогоды. Но не только практично, но и живописно.
Необычно северное крыльцо с лестницей, примыкающей к боковой стене дома, круто поднимающейся до уровня пола на высоком подклете, подполе, а то и вовсе на второй этаж.
![](http://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2014/02/6kizhi7-592x395.jpg)
Но как же устроено такое крыльцо? Просто и не витиевато, как и всё в русской избе. Верхний рундук держится либо на столбах-стойках, либо на отдельном срубе, либо на выпусках бревен из стены наподобие кронштейнов – вот оно «вислое» крыльцо. На таком крыльце и старики, и молодежь, и детвора в теплое время года вечерком соберутся на посиделки: посудачить, покумекать о том, о сем. Без такого крыльца немыслима жизнь как одного дома, так и целого селения.
Галерейки-«гульбища»
На Севере в больших «домах-усадьбах», нередко состоящих из двух изб с сенями посередине, верхняя площадка крыльца превращалась в своего рода балкон, балхон, галерейку, гульбище. Наружная лестница к верхнему рундуку в таком случае исчезала и заменялась наружным входом под балконом, сочетающимся с лестницей в сенях. Такая галерея, будто кружевом, опоясывает стены жилой части дома на уровне пола второго этажа.
![](http://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2014/02/3.jpg)
Выходили на гульбище, обходили избу кругом, чтобы закрыть оконные ставни на ночь, чтобы утеплить окна на зиму. Но с появлением зимних ставен, защищающих жилище от ледяных ветров, и занавесок на окнах, уберегающих домочадцев от назойливого света белых ночей, и ставни, и гульбища, некогда имевшие практическое назначение, стали декоративным украшением, особой ажурной деталью убранства избы.
Устраивали обводные галерейки, дело рук кропотливого мастера, вокруг боярских теремов. Выстраивали гульбища и на зажиточных избах донских казаков, чьи дома, расположенные на берегах среднего и нижнего Дона, нередко затопляемые весной, выстраивались на высоких подклетах.
В таких домах стипеницы, то есть лестницы, к крыльцам были высокие, а крыльца плавно переходили в галереи, охватывавшие избы с трех сторон на уровне жилого этажа.
Поддерживаемые выпускными бревнами или столбами-сваями, гульбища укрывались под свесами соломенных крыш или имели особые навесы, продолжавшие тесовую кровлю и подкрепленные при этом резными столбиками, любовно изукрашенными плотником-умельцем.
Балконы
Вот так станешь наблюдать за избами, за их убранством, найдешь и крыльца, парадные, красные, нарядные, встречавшие гостей, увидишь и черные крыльца — задние, выходившие во двор. Не налюбуешься на гульбища узорчатые, да и от балконов глаз не отвесть. Расположенный перед светелкой, балкон или «выход», как его называют в Архангельской области, легко и игриво оживляет гладь бревенчатой невеселой стены, привычной к лютым холодам и непогодам, убаюканной буйными ветрами и метелями.
![](http://cyrillitsa.ru/wp-content/uploads/2014/02/16.jpg)
Светелку устраивали обычно над «передом» — избой, выходившей окнами на улицу. И выглядывала светелка балконом на улицу, да балконом не простым, а резным и расписным, красоты невиданной, неслыханной. Да и вся изба словно озарялась, окрылялась, украшенная крыльцами, гульбищами, балконами, словно забывала о суровой непокорной зиме, примирялась с нею, звала, как и любого другого погостить.
Читайте наши статьи на Дзен