Бездорожье как стиль жизни
Редко встретишь человека с таким энтузиазмом восклицающего: «Нигде нет столько бездорожья, как в России!». С Марко Зачевичем, сербом, который уже 20 лет «колесит» по России (Марко — участник трофи-рейдов), а с конца 2011 года является одним из основателей туркомпании «Территория Русь», мы встретились за чашкой чая у нас в «Кириллице».
Марко, вы слышали распространенное выражение «У России две беды: дураки и дороги»?
Да, конечно.
И одну из этих «бед» вы выбрали в качестве профессии, можно сказать.
Совершенно верно. В России дороги, по сути, равны бездорожью. К сожалению или нет… Но для меня в этом что-то даже есть… Понятно, что для людей, живущих в глубинке, в условиях отсутствия дорог, это ежедневная борьба с препятствиями. Но для нас и для наших туристов это, скорее, некий «экспириенс».
Как вы выбираете эти дороги?
Расскажу вкратце о том, как мы строим маршруты. Всем известно, что центрально-европейская часть России – это что ни клочок земли — огромный кусок истории, причем самых разных эпох, наслоенных друг на друга. Огромное количество культурных объектов, хранящих память тех времен. Мы исходим из того, чтобы маршрут был насыщенным по своему содержанию, плюс интересен с точки зрения езды по упомянутому бездорожью.
Сейчас разработано три основных маршрута?
Да, три основных, с вариациями по продолжительности: двухдневные или трехдневные. Одна из сложнейших задач на этапе «разведки» – это найти те дороги или участки бездорожья, которые позволят связать объекты в единый законченный маршрут. Который, при этом, будет проходим, но абсолютно отличен от пробега по трассе с придорожным пейзажем. Важно «прочувствовать» места, которые проезжаешь.
«Вы погрузитесь в мир русских древностей: окажетесь под сводами древних храмов, спуститесь в подвалы забытых усадеб, лабиринты таинственных пещер. Святые источники, средневековые крепости и поля сражений предстанут перед вами живыми свидетелями одиннадцати с половиной веков истории России» — цитирую из брифа.
Да, все это есть. Не все вместе в одном маршруте, но все из вышеперечисленного мы посещаем.
Под сводами каких храмов оказываются туристы?
Ну, храмы у нас, скажем так, наиболее часто встречающийся вид объекта. На Руси ведь церкви были в каждом селе. И монастырей было тоже в разы, возможно, в десятки раз больше, чем ныне действующих. Много их было упразднено, разорено, часть из них сейчас восстанавливается, а часть, к сожалению, пребывает в заброшенном виде.
И чего больше?
К сожалению, больше разрушенного. Причем, в некоторых таких местах понимаешь, что жизнь туда уже не вернется. Даже если сам храм можно было бы восстановить, то в округе уже просто никто не живет и делать это, собственно, не для кого. С другой стороны, есть примеры, где все восстановлено, так сказать, «до блеска». Вот, например, Старицкий Успенский монастырь — жемчужина нашего старицкого маршрута. Там восстановлены все храмы. Кроме того, хоть там и не так много монахов на сегодняшний день, полностью функционирует собственное натуральное хозяйство. И, пользуясь возможностью отведать настоящей монастырской трапезы, мы всегда заезжаем на обед.
А какие забытые усадьбы?
Например, усадьба Знаменское-Раек, между Торжком и Тверью. Кстати, тоже пример одного из немногих восстанавливающихся объектов. Большая часть усадьбы все еще в плачевном состоянии пребывает, но несколько лет назад серьезно взялась за реконструкцию одна строительная компания. Они восстанавливают не только дом, но и сам парк. Вообще, это потрясающий архитектурный ансамбль в форме ожерелья, если смотреть в плане. Где главный дом как бриллиант, ворота это замок, а связаны они двухрядной колоннадой, образуя в плане почти правильной формы круг.
Святые источники?
Одно из таких мест — Гремячий ключ, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры. По легенде, он начал бить, когда в этом месте сделал привал Сергий Радонежский. Очень впечатляющее место: крутой склон горы, из него во множестве бьют ключи. Там сооружено несколько купелей, и наши туристы часто окунаются, причем не только летом, но и зимой. А место, хоть и известное, но добраться до него непросто: асфальтовой дороги нет, до ближайших деревень километра два качественного русского бездорожья. В сухую погоду еще как-то можно проехать, но как только дожди, все развозит, размывает… но, наши машины пробираются.
Есть какие-то лично для вас «особенные» места?
Все маршруты мне по-своему дороги. Тем более, когда ты сам их разрабатывал, разведывал, прокладывал, через все прошел не раз. Но, пожалуй, из таких, наиболее потрясающих объектов – это «Чертов мост», так называемый. Это мост XVIII века, построенный по проекту архитектора Николая Львова на территории усадьбы Василева, недалеко от Торжка. От самой усадьбы мало что осталось, но зато сохранился этот мост — сооружение длиной метров 50-70, шириной больше 10, полностью собранный из валунов без применения какого-либо раствора. Не похоже, что он имел какое-то функциональное назначение, скорее декоративное, хотя по нему проходила одна из дорог усадьбы. Сейчас там, на территории, еще и музей деревянного зодчества Тверской области: церкви, часовни, крестьянские дома, водяная мельница. До недавних пор там стояло прекрасное пожарное депо, которое этой зимой, к сожалению, рухнуло под тяжестью снега.
Особенный случай на маршруте?
На одной из разведок переславльского маршрута мы искали дорогу к заинтересовавшему нас монастырю. Поехали по просеке, которая была на карте и выглядела проходимой. Первые пару километров более-менее ехали, а дальше все совсем раскатали лесовозы. Пару раз подзасели, но выбрались, потом от частых «засад» лебедка перегорела. Уже смеркалось, решили подождать до утра. Идти за помощью поздно, а вокруг свежие следы, похожие на медвежьи. Утром пошли пешком до монастыря. Спросили, нет ли тракториста, машину помочь высвободить. На нас удивленно посмотрели: «Других дел что ли нет, кроме как таких авантюристов вытаскивать». Но когда мы рассказали, чем занимаемся и для чего это делаем, отношение изменилось. Нас тепло приняли, накормили, помогли вытащить машину. Это кстати, тоже пример восстанавливающегося монастыря, но усилиями собственными, самих монахов и послушников. Видно, что жизнь вот именно оттуда возрождается, а не по принципу: «пришли – заплатили», а жить там некому. С тех пор мы туда каждый раз заезжаем, и этот монастырь стал для меня тоже «особенной точкой».
Вообще, как часто с гостеприимством встречают?
Знаете, по-разному. Бывает, что люди крайне неприветливы. Видя подготовленные машины, считают, что приехали развлекаться, переживают, что дороги размесят. А бывает наоборот — очень рады, что кто-то приехал. С удовольствием о своих местах рассказывают, по воспоминаниям, историям от своих предков. Иногда мы интересные факты об объектах именно от местных узнаем. И для нас такое общение, отношение — немаловажная подпитка в процессе работы над маршрутом.
Сейчас что-то разрабатываете?
Да, сейчас мы в процессе разработки маршрута Владимир-Суздаль. Казалось бы, всем известные города Золотого кольца, несомненно, заслуживающие посещения и в рамках обычной экскурсии, но таящие вокруг себя много неизведанного, того, что не увидишь на стандартном маршруте.
Например?
Например, усадьба графа Храповицкого. Это под Владимиром, на берегу реки Судогды. Потрясающий совершенно замок в неоготическом стиле, который больше ожидаешь увидеть где-нибудь во Франции, нежели в глуши под Владимиром. Конечно, большей частью там сейчас все разграблено, разворовано, но настолько изначально фундаментальная была постройка, что ее так просто не возьмешь. Есть красивая легенда об истории строительства этой усадьбы.
Когда планируете запустить маршрут?
Я думаю, к осени будет готов.
На разведку возьмете?
Можем взять. :)
Юлия Дьяконова,
руководитель проекта Кириллица
Сайт компании «Территория Русь»
Читайте наши статьи на Дзен