Какие обряды проводили на Руси вместо кесарева сечения
Кесарево сечение — родовспоможение оперативным путем, применявшееся для извлечения плода у живых или мертвых матерей с древности. Согласно мифам Древней Греции, так были рождены Эскулап и Дионис (из чрева умерших матерей). В труде «Естественная история» Плиния Старшего (23-79 г. до н. э.) было указано, что так же был рожден Гай Юлий Цезарь. От слова «разрез» (по латыни «caesarea») ему было дано его имя — Caesar.
На Руси такие операции проводили в самых крайних случаях. В арсенале славянских повитух было немало способов помочь роженице при тяжелых, сложных родах. То есть — в таких ситуациях, когда сегодня показано кесарево сечение. Примеры можно найти в древнерусских летописях, сохранивших даже имя повитухи — Евпраксии, жившей и практиковавшей на Руси во времена раннего христианства, в 12 веке. Предположительно, она являлась внучкой Владимира Мономаха и училась своему мастерству и медицине в монастырской школе. В своем труде «Алимма», написанном на греческом языке, она приводит такие альтернативы кесареву сечению, которое в большинстве случаев заканчивалось смертью матери и младенца, как:
— для ускорения схваток в случае нерегулярной родовой деятельности, особенно если воды уже давно отошли, использовался отвар спорыньи или водяной лилии. По преданию «солнце не должно вставать дважды над головой рожениц», то есть, не допускалось затягивание родов на срок более 24 часов. Современная медицина полностью согласна с этой акушерской рекомендацией;
— для обезболивания, если родильница теряла много сил или была слаба изначально, давали красавку или белену;
— при неправильном положении плода (когда он шел ногами или боком) повитухам было предписано при помощи спиц и лент, вводимых в матку, поворачивать его в нужном направлении.
Если мать умирала, а плод подавал признаки жизни, его можно было извлечь, используя разрез острым предметом. Для этого повитухе нужны были опыт, сила и хладнокровие.
Многие знания были утеряны, да и применялись они только самыми искусными повитухами, так как были сопряжены в высокими рисками — инородные предметы в полости матки нередко приводили к инфекциям, кровотечениям, преждевременной отслойке плаценты… Гигиена и антисептика были еще недостаточно развиты. Правда, в том же трактате «Алимма» гигиене было уделено особое внимание. Например, женщине после родов предписывалось мыться в бане каждые три дня. В более поздних источниках требования к гигиене роженицы были еще более ужесточены. Например, в книге «Крестьянская цивилизация в России» В. Бердинского можно найти такие слова: «…после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит…»
С развитием акушерства и усовершенствованием оперативного родоразрешения оно вошло и в русскую практику. Одним из первых применивших ее успешно хирургов был И. Ф. Эразмус, профессор кафедры анатомии, хирургии и повивального искусства Московского Университета в 1756 году. Операция прошла без зашивания матки у живой женщины. Исход для плода и матери — благоприятный.