Почему Божий промысел и судьба — это не одно и то же
По мнению известного исследователя языка Владимира Даля, судьба – это стечение обстоятельств, которые не зависят от воли человека. Данное определение, казалось бы, только подтверждает речь одного из библейских персонажей по имени Иов к Господу: «Ты, Бог, решаешь, сколько жить кому, Ты устанавливаешь нам пределы жизни, и их ничто не может изменить» (Иов 14:5). Получается, что все в жизни предопределено, и рок ничем не отличается от воли Божьей?
Религиозные тексты о судьбе
На самом деле понятие «судьба» встречается в религиозных текстах не слишком часто. Тем не менее, пусть и редко, но данное слово все же можно прочесть на страницах Библии, в притчах и псалмах. Например, «Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая!» (Пс. 35, 7), «… дивны судьбы Его, велика премудрость Его!» (Ис 28:29), «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим. 11, 33). Однако «судьба» здесь употребляется не в привычном нам понимании этого слова, не в значениях «рок» или «неизбежность». По мнению большинства священников и богословов, «судьба» по крайней мере в данных случаях является производным от словосочетания «суд Божий», а трактуется не иначе как «Божья мысль по отношению к людям» (архимандрит Тихон (Шевкунов)).
«Судьба» же, соответствующая определению Даля, появляется в христианских писаниях исключительно в негативном ключе: «А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, … и растворяете полную чашу для Мени» (Ис.65:11). Как объясняет профессор Александр Лопухин в своем труде «Толковая библия», Мени – это сирийское божество, которое по предположениям занималось распределением счастья между людьми, то есть по сути являлось олицетворением судьбы.
Воля человека, а не случай
Православной церковью понятие «судьба» вообще отвергается: оно считается неприемлемым для истинного христианина. Богослов Иоанн Златоуст был уверен в том, что «учение о судьбе посеяно диаволом». Златоуст утверждал, что вера в судьбу является самым настоящим грехом, в частности благодаря тому, что устраняет от управления жизнью волю самого человека. Богослов сравнивает веру в судьбу с ситуацией, когда заболевший человек отказывается от лекарств. Патриарх Алексий II говорил о том, что люди сами выбирают направления своего жизненного пути.
Даже Иисус Христос, зная, что согласно воле Божьей ему предстоит страшная казнь, тем не менее пытался что-то изменить как в своей жизни, так и в жизни любимых им апостолов. Так, Спаситель не стал разоблачать вора, а после предателя Иуду. Напротив, Христос пытался вразумить его посредством любви. Стал бы он так стараться, если бы верил в то, что все предопределено судьбой? Так размышляет на эту тему протоиерей Аркадий Шатов.
Божий промысел
Таким образом, умозаключения православных богословов сходятся на том, что судьба, являясь набором случайных обстоятельств («Толковый словарь» В. Даля), противопоставляется пути человека, который как раз таки способен изменить свою жизнь. Что же касается воли Божьей, то, как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), именно Бог управляет всей Вселенной, а вовсе не случай. «И ни одна из них (из птиц) не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены ( Мф. 10:29). Кроме того, недаром существует не только понятие суд Божий, но и попущение. По словам святителя Игнатия, Господь «как бы ограничил Себя, не изменив произволения человеческого».
Сама же воля Божия, как утверждает Брянчанинов, есть ничто иное как заповеди. Соответственно, следование им равно следованию божественной воле. Именно путь к спасению и предопределен Господом: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29-30).
Читайте наши статьи на Дзен