Почему некоторые молитвы могут читать только священники
Среди многочисленных православных молитв есть те, которые, обычно, не слышит и не произносит ни один мирянин — это, так называемые «тайные» молитвы. Называются они так не потому, что каким-либо образом «засекречены» (эти тексты может найти и прочесть любой желающий, и запрета на это для мирян нет), а потому, что они возносятся священником в алтаре в определённые моменты богослужения и не слышны молящимся.
Однако, полагают, что «тайными» их называют ещё и потому, что произносятся они священнослужителем при совершении Таинства Евхаристии и имеют особый богословский смысл. К тому же, далеко не всегда они читались вполголоса – этот процесс начался примерно в VI веке, до этого же времени «тайные» молитвословия читались во всеуслышание.
Во многих «тайных» молитвах присутствуют местоимения множественного числа — «нам», «нас», что напоминает об их изначальном произнесении вслух, от лица всех предстоящих. Есть единственная «тайная» молитва, которая читается священником от первого лица – «Никтоже достоин…», она произносится на Литургии во время «Херувимской песни». В ней священник молится о себе как служителе Божием, совершающим Таинство Евхаристии.
Исследователи считают, что, возможно, «заглушение» молитв явилось следствием уступки человеческой немощи: внимание молящихся с течением времени стало рассеиваться на богослужении и глубокие длинные тексты важнейших молитв переставали должным образом восприниматься, потому пресвитеры стали произносить их тайно. Существует версия, что это могло произойти вследствие сакрализации богослужения, которое стало развиваться в Византии и выражалось в стремлении «скрыть» святыню и всё, что связано с ней от посторонних глаз — как от простых мирян, так и от непосвящённых.
Сейчас среди священства и богословов обсуждается вопрос о том, чтобы вновь начать произносить эти молитвы вслух, в некоторых Поместных Церквях такая практика существует. В России эта тема обсуждалась ещё сто лет назад, незадолго до Поместного собора 1917-1918 годов. Многие священники считают, что христианин должен знать эти молитвы, так как без них невозможно полностью понять смысл происходящего на Литургии, которая всегда была делом всех молящихся – ведь и само слово «литургия» переводится с греческого как «общее дело».