Исповедь и покаяние: почему это не одно и то же
Некоторые считают, что покаяние и исповедь абсолютно идентичные понятия. На самом деле это, конечно, не так. Несмотря на некоторую схожесть и связанность данных понятий, они все же имеют существенные различия. Оказывается, одно может существовать и без другого.
Исповедь
Само слово «исповедь» произошло от глагола «ведать» («поведать»), то есть «рассказывать» что-либо («Этимологический словарь» А. К. Шапошникова). А «испо» значит из глубины, из самого нутра. Таким образом, выходит, что исповедь – это ничто иное как рассказ о себе, о своей сущности. Во время данного таинства прихожанин озвучивает совершенные им грехи. Служитель церкви же в этой процедуре является всего лишь свидетелем. Так считает и священник Андрей Битюков. Своей точкой зрения он поделился на сайте православного журнала «Фома» в статье под говорящим названием «Священник на исповеди – свидетель защиты». Самое главное – рассказ о недобрых поступках, греховных мыслях и тому подобном – остается за верующим, пришедшим на исповедь.
Покаяние
Тем не менее, поведать о своих грехах для некоторых не так уж и сложно. «Я завистник» или «я лентяй» можно повторять хоть каждую исповедь, но ни разу не покаяться ни в чем. Так считает протоиерей Димитрий Смирнов. По мнению священника, верующий должен не только проговорить весь негатив, но и осознать его в полной мере. То есть изменить свою жизнь в 4-х ипостасях: поступки, слова, мысли и чувства. В противном случае исповедь будет без покаяния. Митрополит Лимасольский Афанасий (сайт «Богослов.ру») писал, что «покаяние – это вся наша жизнь, каждый день, каждый вечер мы каемся о наших грехах».
Отличия
Протоиерей Павел Великанов (православный журнал «Фома») заверяет прихожан в том, что исповедь – это отнюдь не вершина лестницы, а всего лишь ее ступени. Если данные во время исповеди зароки верующий исполняет, то мало-помалу он начинает подниматься по этим ступеням вверх. А что касается покаяния, то протоиерей определил его как состояние, в котором православный христианин должен находиться постоянно. В то время как исповедь является только эдаким эпизодом-опорой в его жизни.
Недаром Иисус Христос призывал именно к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 4: 17), «Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» (Иез. 18: 30), «Покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего» (Деян. 8: 22).
Читайте наши статьи на Дзен