Как русских девушек проверяли на «честность» после первой брачной ночи
До Крещения Руси свадебные традиции отличались большой вольностью. До замужества невесте не обязательно было хранить девственность. Славяне сквозь пальцы смотрели на супружеские измены, неразборчивость в связях и многоженство. Крещение принесло на Русь жесточайшие законы и ограничения сексуальной жизни вне брака.
Проверка невинности
Пересказу свадебных обрядов и традиций много усилий отдал летописец Нестор. Описаны они и в Домострое, главном «регламенте» семейной жизни крещеных русичей на протяжении веков. Много места в этих источниках посвящено и такой теме, как невинность девушки до брака.
По христианским канонам женщина должна принадлежать только одному мужчине — своему Богом данному супругу. До замужества она не имеет права вступать ни в какие половые отношения. Эта норма стала краеугольным камнем, вокруг которого в средние века строился практически весь свадебный обряд.
Даже страстно влюбляясь, девушки всеми силами стремились сохранить девственность до свадьбы, поскольку ее потеря обрекала несчастную на ужасный позор. И не ее одну. Все семейство обесчещенной невесты покрывалось несмываемым клеймом стыда и унижения.
Проверяли чистоту новобрачной очень просто. После первого соития новоиспеченных супругов свахи или родители жениха заходили в спальню, чтобы забрать окровавленную после дефлорации простыню. Подразумевалось, что она будет окровавленной. В невинности невесты хотели убедиться не только родители жениха, но и все гости на свадьбе. По этой причине простыню вывешивали на видном месте в переднем углу избы.
Наказание за нечистоту
Если обнаруживалось, что невеста «нечиста», ее отцу прилюдно преподносили особую чарку с вином. В этой посудине не было дна. Соответственно, мужчина брал чарку, и вино проливалось по пол к ужасу родственников новобрачной и возмущению всех окружающий. Жених имел полное право вернуть опозоренную девушку ее семье. Больше желающих взять ее в жены не возникало.
Многие новобрачные после такого публичного позора накладывали на себя руки. Но и этого общественности было мало. Родители, не сумевшие сохранить девушку для ее законного супруга, тоже подвергались остракизму. Из деревни их, конечно, не изгоняли, но измывались изощренно.
Например, во многих областях свахе, матери и другим родственникам «нечестной» невесты вешали на шеи лошадиные хомуты и в таком виде водили по всей деревне. Любой, кто наблюдал эту картину, мог посмеяться, оскорбить или даже плюнуть в несчастных.
В любом случае виновата девушка
Зачастую девушки и их семьи страдали от таких действий незаслуженно. Народ в те времена был малограмотным. Никто и не подозревал о том, что девственная плева бывает эластичной и не всегда рвется во время первого соития. Если крови не было, а мужчина любил девушку, факт «нечестности» пытались скрыть. Резали петуха, и его кровью поливали брачное ложе.
Не всегда виновницей чистой простыни была девушка. Иногда от чрезмерного волнения у молодого супруга ничего не получалось и совершить дефлорацию было невозможно. Этот факт тоже становился поводом для осмеяния женщины как ни на что не годной, не вызывающей желания даже у собственного супруга. В этом случае многие девушки шли на суицид: топились или вешались.
К счастью, со временем домостроевские нормы стали изживать себя. В XIX веке потеря невинности до свадьбы тоже воспринималась как позор, но уже не было обычая прилюдно травить девушку и ее родственников.