Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-04-21 22:52:54
Ашхен Аванесова

Самые неожиданные вещи, которые делали русские в Страстную неделю

Страстная неделя, предваряющая наступление Пасхи, была временем не только самых жестких ограничений Великого поста, но и периодом, когда крестьяне исполняли ряд неожиданных обрядов, направленных на защиту домочадцев, скота и урожая. Наибольшее число подобных ритуалов проводилось в Чистый Четверг, когда нужно было завершить все дела, связанные с хозяйством и домом.

Защита человека

В «Церковно-народном месяцеслове», созданном Иваном Калинским, отмечается, что в Новгородской губернии девушкам рекомендовалось в Страстной Четверг расчесывать свою косу под яблоней, а в иных местах советовалось подстригать кончики волос, чтобы они росли гуще и быстрее.

Ярославцы практиковали в этот день умывание серебряной водой, для чего в чашу помещали серебряные изделия. Считалась, что таким образом они могут обезопасить себя от сглаза, болезней, поправить свое материальное положение и сохранить молодость. А еще, вне зависимости от капризов природы, они предпочитали начинать четверг с погружения в очищающие от болезни и скверны речные воды.

В Коми существовал обычай умываться с яйца. Заключался он в том, чтобы хозяйка, встав раньше всех, успела спрятать в рукомойнике символ Пасхи, а домочадцы, умывшись этой водой, стали не только чище, но и здоровее. После того, как все исполнили утренние гигиенические процедуры, яйцо вынималось из емкости и скармливалось домовым собакам.

Защита скотины

На Пинежье в Страстной Четверг хозяйка дома открывала трубу и кричала в нее слова заговора, чтобы скотина в период выпаса, пообедав в чистом поле, обязательно на ночлег возвращалась домой. Подобный обряд совершали и жители Костромской области, только они разыгрывали диалог, при котором кто-нибудь из домочадцев забирался на чердак и оттуда, перечисляя всю имевшуюся в семье живность, спрашивал, вся ли она дома.

Еще один специфичный обряд, которым костромчане пытались оградить свою скотину от бед, заключался в том, чтобы девушка с распущенными волосами в одной рубахе, сев на помело, объезжала дом с хозпристройками и, заглядывая в окно, интересовалась у маменьки, дома ли вся скотина. В западной Сибири существовало поверье, что, если в Страстной Четверг мужчина, прийдя в лес, соберет в специально вырубленном в пне углублении муравьев, значит, в этом году он может рассчитывать на богатый приплод домашнего скота. Чтобы защитить кур от хищных птиц, жительницы Вятской губернии до появления солнца нагишом перебегали собственный огород, чтобы опрокинуть на кол пустой горшок, который висел в таком положении до наступления осени.

Защита урожая

В четверг Страстной недели существовал обычай варить овсяный кисель, которым символично угощали Мороза, чтобы он, сменив гнев на милость, не проказничал на засеянных зерновыми культурами полях. Еще один ритуал, помогавший крестьянам вырастить хороший урожай, был связан с потряхиванием сохи, которое необходимо было проводить на улице перед восходом солнца. В некоторых селениях крестьяне в Чистый Четверг имитировали хозяйственно-полевые работы, полагая, что это положительно скажется на объеме урожая. В Тверской области мужчины, чтобы прогнать из огорода крота и оградить дом от нечистой силы, трижды объезжали на кочерге свои владения. Староверы на Страстной неделе убирали свои подворья, собирали мусор и солому в девять кучек и поджигали их на огороде, полагая, что дым погубит всю нечисть, а зола сделает землю плодородней.

Четверговая соль

Несмотря на разнообразие самобытных обрядов, проводимых в Чистый Четверг в разных уголках России, есть одно дело, которое осуществлялось везде. Именно в этот день изготавливалась так называемая «четверговая соль», которая использовалась для лечения людей и скотины. Эта целебная субстанция представляла собой обычную смесь, которая вместе с квасной гущей запекалась в печи, будучи завернутой в тряпочку.

Народная метеорология

Аполлон Коринфский в работе «Русская народная линия» отмечал, что «метеорологи» от крестьянства по погоде на Страстной Четверг определяли, какой выдастся весна. Согласно их наблюдениям, если в этот день поливал дождь, то весь цветущий сезон будет мокрым, а если светило солнце, то весна ожидалась теплой. Кроме того, по чистому четвергу прогнозировалась погода на Вознесенье.

Вепсы

Проживающие на территории республики Коми вепсы старались строго следовать обычаям, которые на Страстной неделе соблюдали их предки. В понедельник хозяйки перестирывали все, что можно было стирать, приговаривая при этом, что «каждая тряпочка Христа славит». Во вторник стартовала большая уборка избы, после которой она должна была сверкать чистотой. Для отмывания потолка они применяли щелок, стены и скамьи протирались речным песком, кухонная утварь драилась дресвой и несколько раз ополаскивалась живительной чистой водой. Среда ознаменовывалась мужскими походами в лес, где добывались необходимые для ритуалов ветки можжевельника, а также посещением бани. Мыться отправлялись вечером и перед уходом из бани обязательно оставляли на полке веники и ковш с водой, чтобы попарился дух банника.

Страстной Четверг вепсские мужчины начинали с объезда дома на кочерге и чтением защитных слов молитвы: «Спаси, Господи, сбереги, Господи, от худых людей, от злых зверей, от молоньи, от пожару, от всякого призору, бабьего намолу, от беды да от зависти. Аминь». В то же время вепсским женщинам полагалось активно мешать сметану, чтобы весь год не знать нужды в масле, а вечером вместе с мужьями трижды пересчитать все имевшиеся в доме деньги, дабы не испытывать финансовых затруднений. В четверг проводилось обрядовое окуривание избы разожженными ветками можжевельника, а чтобы защитить скот и увеличить урожайность, проделывали те же действия на дворе, в хлеву и на огороде. Иногда, чтобы оградить животных от падежа, их просто хлестали можжевельником, а порой заставляли их прыгать через горящие ветки. Вообще у вепсов было достаточно много обрядов, касавшихся домашних животных, поскольку именно они обеспечивали крестьян едой и служили основным средством производства.

Считалось, что коровы летом не разбредутся по полю, если в четверг перед рассветом выгнать их за калитку, а потом сразу же загнать обратно. А еще в этих целях для коров пекся специальный колобок, среди ингредиентов которого значились подстриженные кисточки коровьих хвостов.

Чтобы увеличить удои молока, в Чистый Четверг воду из реки приносили подойниками. Для повышения яйценоскости кур в курятник сыпали золу из печи, которой также посыпали капусту, чтобы спасти ее от гусениц. В этот же день вепсы приобретали новое помело, поскольку старое бросали на крышу в качестве защиты от коршунов, любивших летом таскать цыплят.

Соседи, бывшие в ссоре, практиковали обряд, называвшийся «увести удачу», заключавшийся в краже с чужого хлева навоза, который подкидывался в собственный сарай с животными. Эта церемония, проводившаяся тайно до восхода солнца, должна была способствовать тому, чтобы соседские животные чахли, а у «крадуна» наблюдался дополнительный приплод.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: