Традиция

Одежда из свиной кожи и другие «гардеробные табу» у мусульман

Автор: Орынганым Танатарова  |  2019-04-25 14:12:17

Все мировые религии предъявляют определенные требования к внешнему виду и одежде своих последователей, в том числе и ислам. Правда, у шиитов, ханбалитов, ханафитов, шафиитов и маликитов эти требования заметно варьируются. Но вне зависимости от философско-этического направления внутри ислама, приверженцем которого является конкретный человек, существуют общие для всех мусульман «гардеробные табу».

Нечистые животные

Общее мнение духовенства по вопросу ношения одежды и обуви из свиной кожи выразил муфтий Сухайл Тармахомед. «Не разрешается носить одежду и обувь из свиньи, так как свинья является нечистым животным», — однозначно ответил религиозный деятель.

Ни для кого не секрет, что мусульманам запрещено есть мясо этого животного. Куртки, ремни, сумки, различные аксессуары тоже подпадают под действие табу, как и обувь.

Известный историк религии, теолог Мухаммад Алимчулов написал статью «Что говорится в исламе о ношении обуви». Автор отметил, что для мусульман под запретом не только изделия из свиной, но и из собачьей кожи. Ведь оба этих животных считаются нечистыми.

Несмотря на то, что шанс найти на прилавке обувь или аксессуары, изготовленные из собачьих шкур, довольно незначителен, он все же существует. А некоторые недобросовестные торговцы продают меховые шапки и шубы, скрывая их реальное происхождение. Поэтому мусульманам советуют проявлять бдительность при покупке предметов гардероба. Согласно исламской традиции, духовная нечистота предмета, соприкоснувшегося с собакой, может быть удалена семикратным промыванием.

Уважаемый богослов, Муслим ибн аль-Хаджжадж, (821—875 гг.) составил сборник преданий о жизни и деятельности пророка Мухаммеда, который называется «Сахих Муслим». В этой работе содержится наставление, переданное одним из сподвижников основоположника религии, Абу Хурайрой: «Очищение посуды, которую облизала собака, осуществляется семикратным промыванием водой, одно из которых смешано с землей» (хадис 649). Теолог Мухаммад Алимчулов добавил к этому наставлению: «Желательно, чтобы промывание водой, смешанной с землей, не было последним из этих семи».

Некоторые религиозные деятели полагают, что семикратное промывание аксессуаров, изготовленных из нечистых животных, если эти вещи непосредственно не соприкасаются с кожей человека, делает их использование допустимым (хотя и нежелательным).

Кроме того, одежда с изображениями собак или свиней тоже подпадает под запрет, поскольку считается, что подобные рисунки отпугивают ангелов. А некоторые мусульманские богословы порицают любые анималистические принты в одежде последователей ислама.

Шафрановый — цвет неверных

В религиозной литературе часто можно встретить запрет на одежду красного и желтого цветов для мужчин. На эту тему среди богословов ведутся споры.

В вышеупомянутом сборнике «Сахих Муслим» содержатся такие строки: «От Абдуллаха ибн Амра сообщается, что однажды пророк (мир ему и благословения Аллаха) увидел на нем две одежды шафранового цвета и сказал: «Поистине, это одежды неверных, не надевай их!» (хадис 2077). Действительно, большинство буддийских монахов носят оранжевые одеяния, и на заре становления ислама мусульманам нежелательно было походить на последователей других религиозных конфессий.

Впрочем, это табу касается лишь мужчин, ведь имам Ахмад ибн Ханбаль (780—855 гг.) в своем сборнике хадисов «Муснад» изложил это предание, полученное от Абдуллаха ибн Амра, в развернутом виде. Слова пророка Мухаммеда в данной работе дополнены наставлением: «Отдай эти одежды кому-либо из своих женщин, ибо для них это не запрещено».

Если говорить непосредственно о красном и желтом цветах, то канонические тексты не содержат никаких прямых табу на их использование. Напротив, есть достоверные данные, что сам основоположник религии носил красную одежду.

Известный богослов Абу Дауд Сулейман ибн аль-Аш’ас ас-Сиджистани (817—888 гг.) составил сборник хадисов, известный как «Сунан Абу Дауд». В этой работе содержится предание: «Хиляль ибн Амир рассказывал со слов своего отца, что он видел пророка (мир ему и благословения Аллаха) в Мине, который, сидя на муле, произносил хутбу (проповедь), и на нем был красный плащ» (хадис 3551).

При этом большинство религиозных деятелей называют наиболее приемлемыми цветами одежды белый, черный и зеленый. Согласно традиции, мусульманин не должен выглядеть высокомерно и тщеславно, выделяясь среди людей яркой и броской расцветкой своего гардероба. Кроме того, для мужчин не всегда приемлемы блестящие или цветастые вещи.

Скромно и с достоинством

В Коране говорится: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны...» (сура «Ан-Нур», 30—31 аяты).

Правда, части тела, которые должны быть прикрыты, различны для представителей двух полов. Например, мужчины не должны демонстрировать окружающим нижнюю часть туловища и бедра: от пупка до колен. Для женщин правила намного строже, они заметно варьируются в зависимости от приверженности представительницы прекрасного пола к тому или иному течению в исламе.

Никаких трансвеститов

Как и любая религия, ислам порицает попытки людей подкорректировать свой гендерный статус. Речь идет не только о хирургических операциях. Табу распространяется на ношение одежды, обуви, аксессуаров и украшений, характерных для представителей противоположного пола.

Авторитетный богослов Абу Иса ат-Тирмизи (824—892 гг.) включил в свой сборник хадисов «Сунан ат-Тирмизи» главу «Либас» (Одеяние). В ней говорится: «Посланник Всевышнего проклял тех мужчин, которые уподобляются женщинам, и тех женщин, которые уподобляются мужчинам». В религиозных текстах также говорится, что представителям сильного пола пророк Мухаммед запретил носить ювелирные изделия из золота и шелковую одежду, предоставив эти привилегии женщинам.

Каблуки — вредно и опасно

В своей статье об обуви теолог Мухаммад Алимчулов объясняет запрет на ношение высоких каблуков медицинскими показаниями и соображениями безопасности. «Такая обувь ощутимо усиливает нагрузку на спину, колени и щиколотки, что может привести к различным заболеваниям ног. Кроме того, из-за высоких каблуков центр тяжести смещается вперед, а спина для сохранения равновесия уходит назад. Происходит смещение позвонков» — предостерегает автор представительниц прекрасного пола.

Интересно, что запрет на звонкий стук каблучков, введенный во времена становления ислама, был продиктован защитой женщин от возможных ограблений. Тогда среди жительниц Аравийского полуострова была распространена мода носить ювелирные изделия на ногах, кокетливо позвякивая ими при ходьбе, что могло привлечь внимание преступников.

В Коране есть наставление: «...И пусть не бьют своими ногами так, чтобы узнавали, какие они скрывают украшения. Обращайтесь (о верующие!) к Аллаху с покаянием и просите у Него прощения» (сура «Ан-Нур», 31 аят).

Шайтан и сандалии

Мусульманские богословы считают, что шайтан (черт) ходит в одной сандалии. Поэтому людям ни в коем случае нельзя носить обувь только на одной ноге. «Сахих Муслим» сообщает, что Абу Хурайра передал слова пророка Мухаммеда: «Если у кого-нибудь из вас порвется ремень сандалии, пусть не ходит только в одной, пока не починит порвавшийся ремень» (хадис 2097).

Читайте также:
Правда ли
Задать вопрос
Рекомендуемые статьи
Сухарева Башня
Рекламные статьи
Мы в Одноклассниках
Кириллица в Одноклассниках