Традиция

Нужно ли православным креститься у каждого храма: мнение церкви

Автор: Майя Новик  |  2019-06-12 23:00:57

Сейчас многие считают, что традиция креститься при виде православного храма не является чем-то обязательным для православного человека и на этот счет не существует никаких особых правил и канонов. Однако испокон веков православный русский человек крестным знамением при виде храма исповедовал перед всеми Христа, заявляя о своей вере и поступая по словам Священного Писания, в котором сказано: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего...» (Мк. 8:38).
Еще одна причина, по которой христианину следует налагать на себя крест при виде храма – это знак уважения, любви и бесконечного почитания Святых Даров, ведь в алтаре каждого храма находятся в чаше – Тело и Кровь Господа, и сам Он невидимо пребывает на престоле.

Лучше – воздержаться?

Даже православные священники трактуют этот обычай по разному. Например, священник из Санкт-Петербурга Константин Пархоменко считает, что крестное знамение на себя налагать надобно не каждый раз, а сообразуясь с обстоятельствами. Он рассказывает, что однажды стал свидетелем того, как женщина перекрестилась при виде храма, что позволило сидевшей на лавочке молодежи долгое время зубоскалить по поводу веры, Христа и попов. Иногда более полезно, проезжая мимо храма, мысленно помолиться. Священник указывает, что намеренное отсутствие крестного знамения в том случае, если над верой могут посмеяться, – благо, и в этом нет слабости.
При этом бывают случаи, когда человек истово крестится при виде каждых куполов, но мира в душе нет, а значит, и пользы от крестных знамений не будет никакой. Для иллюстрации этой мысли о. Константин приводит случай, когда он ехал в такси в одежде мирянина, и за короткий отрезок дороги машина проехала мимо шести храмов. Каждый раз таксист истово крестился, но заметив удивление пассажира, злобно засверкал глазами и спросил с угрозой: «Что? Не нравится?!». Было очевидно, что мира в душе у водителя нет.

Лучше – не воздерживаться!

Известный православный батюшка протоиерей Игорь Фомин, наоборот, считает, что отсутствие крестного знамения при виде храма свидетельствует о том, что христианин по каким-то причинам стыдится проповедовать Христа. Каждый православный должен подумать на эту тему сам и сам же решить для себя, как именно ему поступать.
Отец Игорь считает, что смелость в этом вопросе свидетельствует о близости верующего к Церкви и о его искренней вере.
Другие священники указывают, что накладывать на себя крест следует по ситуации: иногда это просто невозможно в толпе или в тесноте трамвая или автобуса. В таком случае лучше сделать это «про себя», мысленно.
Но если вы подходите к храму пешком или едете на машине, следует с достоинством перекреститься, обозначив этим себя как верующего человека и дав понять окружающим, что вы открыто и с чистым сердцем проповедуете Христа.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
  1. 2019-06-22 22:29:29
    Игорь Шохин
    Многие неправильно трактуют слова Иисуса Христа на Нагорной проповеди: «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.» (Матф.6:5). Как нужно понимать эти слова Спасителя? Для того чтобы разобраться в этих словах, нужно знать, что в древнееврейском государстве у книжников и фарисеев существовали определенные часы, строго отведенные для молитвы. И если во время этих часов книжники или фарисеи находились в многолюдном месте «в синагогах и на углах улиц», на базарах или площадях, то они останавливались и среди суетящейся вокруг них толпы людей, чаще всего громко, начинали выкрикивать или выразительно, как актеры, читать заученные тексты своих молитв. Люди, находящиеся рядом с книжниками и фарисеями, и видевшие усердное творение молитвы, относились к молящимся с благочестием и выказывали им свое почтение за их ревностное служение Богу. На самом деле очень часто книжники и фарисеи специально посещали многолюдные места и там творили свои молитвы, чтобы получить похвалу и одобрение от окружающих их людей. Вот такого рода творение молитвы, сделанное не искренне, а для самопрославления и похвал, беспощадно порицал Иисус Христос. А книжников и фарисеев за их показную набожность, за их ложное благочестие Спаситель осуждающе называл лицемерами.
  2. 2019-06-14 15:19:31
    Сергей Кириевский
    Мракобесие и опиум для народа... А с приходом в Патриархи попа-коммерсанта, храмы превратились в супермаркеты религии, и так же, как и прочие их строят на каждом углу. Кстати, моё уважение екатеринбуржцам, отстоявшим от жадных рук торгаша-патриарха!
Скрыть комментарии
Читайте также:
Рекомендуемые статьи