Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-07-26 21:23:42
Орынганым Танатарова

Что, согласно «Домострою», ждало шахматиста после кончины

 

В современном обществе старинный свод правил «Домострой» воспринимается, как книга, которая полностью ограничивала права женщин, превращая их в покорных рабынь мужчин и воспевала насилие над слабым полом. Между тем, стоит заметить, что люди, которые так рассуждают, скорей всего не читали его вовсе или читали лишь отрывки. На самом деле “Домострой” в первую очередь ограничивал права мужчин. Многие кажущиеся само-собой разумеющимися занятия в современной обществе были немыслимы в XVI веке.

Книга наставлений

Хотя личность автора «Домостроя» до сих пор вызывает споры среди историков, большинство специалистов считают наиболее вероятным кандидатом на это звание православного священника Сильвестра, который долгое время был духовником царя Иоанна IV, прозванного Грозным.

Книга, содержащая наставления мужчинам, женщинам и детям, затрагивает практически все сферы человеческой жизни: религиозную; общественно-политическую; семейную и хозяйственно-бытовую. Вероятнее всего, «Домострой» является результатом коллективного труда нескольких авторов.

«В Домострое бесспорно принадлежит Сильвестру последняя глава, начинающаяся так: «Благословение от благовещенского попа Сильвестра возлюбленному моему единородному сыну Анфиму». Это поучение сыну, подкрепленное собственным примером, очень напоминающее поучение Мономаха, легко может быть принято за совершенно отдельное сочинение, не имеющее никакой связи с собственно так называемым Домостроем…» – написал историк Сергей Соловьев.

Женитьба по принуждению

Стоит оговориться, что при цитировании текста данного памятника литературы мы ориентируемся на книгу «Домострой», опубликованную издательством «Наука» (Санкт-Петербург, 1994 год издания, перевод на современный русский язык В.В. Колесова).

Даже в наше время многие мужчины опасаются связывать себя узами брака, поскольку семейная жизнь – это большая ответственность и множество различных обязанностей. В патриархальном обществе у молодого человека, по сути, не было никакого выбора. Он обязан жениться на той девушке, которую батюшка с матушкой сочтут подходящей невестой.

«Чада, вслушайтесь в заповеди господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле», – однозначно указывает автор «Домостроя».

Профессия по наследству

Во всех остальных вопросах молодой человек тоже полностью зависел от родителей. Они могли запретить ему, например, уйти в монастырь, чтобы получить образование. Самостоятельный выбор профессии даже в рамках своего сословия – тоже из области фантастики.

А тех детей (хоть младенцев, хоть юношей), что противятся воле старших членов семьи можно и наказать. Причем, не только руками или плеткой, но и жезлом. То есть, прутом дерева. Ибо сказано: «…если жезлом накажешь его [сына], не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти».

Один раз и на всю жизнь

Для автора «Домостроя» семья – это не только ячейка общества, но и важнейшая ценность. Супруги просто обязаны жить в мире и согласии, а о таком явлении как расторжение брака, вообще, не упоминается. Только смерть может разлучить мужа с женой. Проживать отдельно, подальше от нелюбимой женщины, тоже предосудительно.

«Каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, и утром, по колокольному звону встав и после молитвы, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве, а на ком какая обязанность и кому какое дело ведено вести, всем тем наказать, когда и что из еды и питья приготовить для гостей и для себя», – наставляет «Домострой».

Все время женатого мужчины было буквально расписано по минутам. Работа, молитва, посещение церкви, трапеза, воспитание детей, прием гостей или визиты к знакомым, хозяйственные дела, благотворительность – этим ограничивался список допустимых занятий.

Веселье под запретом

«Домострой» сурово отрицал любую возможность праздного времяпрепровождения или хоть какого-либо досуга. Мужчину ожидала страшная кара после смерти, если он:

ест и пьет безудержно, до обжорства и опьянения;

праздников и поста не соблюдает;

всегда пребывает в разгуле;

колдовством занимается и волхвует, и зелье варит;

на охоту ходит с собаками и птицами, и с медведями;

скоморохов с их ремеслом, пляски и игры, песни бесовские любит;

костями и шахматами увлекается.

Некоторые занятия, которые современному человеку кажутся вполне безобидными, в XVI веке считались греховными. Различные виды искусства, не связанные с церковной жизнью, тоже порицались. Кроме того, богобоязненный христианин не имел права заниматься такими видами бизнеса, как ростовщичество или торговля спиртными напитками.

Что уж говорить о тех сферах деятельности, которые считались исключительно женскими. «Домострой» ясно предписывал: «мать обязана учить дочерей рукоделию, а отец сыновей – своему ремеслу». И никак иначе. То есть, шить или вязать, или вышивать достойный мужчина не имел права.

Никаких свободных отношений

Сама возможность супружеской измены воспринимается автором «Домостроя» как страшный грех. Если человек «с женщиной живет не в законе или на стороне блудит», то падут на его голову все кары небесные.

«Следует оберегать душевную чистоту и телесное бесстрастие, имея походку кроткую, голос тихий… нечестивых, плотских, любострастных людей избегать, поменьше говорить да побольше смекать, не дерзить словами, не засиживаться в беседах, не бесчинствовать смехом, стыдливостью украшаться, с распутными бабами не водиться, опустив очи долу», – так должны вести себя достойные юноши по «Домострою».

Разумеется, крайне отрицательно в патриархальном русском обществе, как и во многих других странах, оценивали нетрадиционную сексуальную ориентацию. Подобные отношения между мужчинами назывались «содомский грех» и считались недопустимыми.

Подчинение и отсутствие собственной воли

Добродетельный христианин должен был быть не только богобоязненным, но и абсолютно покорным перед всеми властями: как мирскими, так и духовными. В «Домострое» есть целая глава «Как царя или князя чтить и во всем повиноваться, и всякой власти покоряться, и правдой служить им во всем, в большом и в малом».

Человек, не согласный хоть в чем-то с любым начальником, сурово осуждается, ведь «… кто противится власти, тот божью повелению противится». То есть, господин для простого смертного – и Царь, и Бог.

А вот какой совет дает автор «Домостроя» христианину, столкнувшемуся с произволом: «Всякую скорбь и тягость благодарно претерпи: если обидят – не мсти, если хулят – молись».

 

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: