Почему русских царей не погребали в землю после смерти
Люди с древнейших времен обожествляли своих правителей, объясняя природу власти соизволением неких высших сил. Похороны монарших особ всегда отличались особой пышностью, а их гробницы – размахом и внутренним обустройством. Русские цари, разумеется, тоже отправлялись в иной мир не как простые смертные. Их тела никогда не предавали земле, а хоронили в специальных склепах или каменных усыпальницах, расположенных в православных храмах.
Где они покоятся
Усыпальницы большинства московских князей и царей находятся, что естественно, в столице нашей страны, в Архангельском соборе Кремля. А почти все российские императоры и императрицы, начиная с Петра I Алексеевича (умер в 1725 году), нашли вечный покой в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.
Известный историк, Татьяна Дмитриевна Панова, в своей книге «Некрополи Московского Кремля» указала, что специалисты насчитали в Архангельском соборе 56 могил высочайших особ. Первым из них здесь еще в 1340 году похоронили великого князя Ивана Калиту, а последним в 1730 году – императора Петра II. После того как 14-летний правитель скончался в Москве от оспы его тело не стали перевозить в Петербург.
Кандидат исторических наук Марина Олеговна Логунова – автор книги «Печальные ритуалы императорской России» – отметила, что в эпоху правления Петра I церемония похорон русских монарших особ претерпела изменения в сторону «европеизации». Государь-реформатор взял за основу погребальный обряд, принятый в Западной Европе.
Впрочем, реформам подверглись лишь внешние атрибуты и ритуалы. Сама же традиция хоронить правителей в каменных склепах и усыпальницах осталась неизменной со времен Древней Руси.
«Единого подвала под Петропавловским собором нет, поэтому в назначенном месте снимали плиты пола, выкапывали яму глубиной около трех аршин (около двух метров) и выкладывали «крещатым» кирпичом – на каждом кирпиче был начертан крест. Так получался склеп, на дне которого в головах делали продолговатое углубление для помещения урны и ящика с внутренностями, изымаемыми из тела при бальзамировании», – написала М.О. Логунова.
После официальной церемонии прощания гроб с телом покойного опускали в склеп и прикрывали сверху каменной плитой. Над могилой сооружалось надгробие.
Пример Византии
Одной из наиболее достоверных версий, объясняющих данную традицию, является попытка русских правителей следовать примеру императоров Византии.
Искусствовед Татьяна Евгеньевна Самойлова написала интересную научную работу «Священное пространство княжеского гроба», которая вошла в сборник статей «Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси» (редактор-составитель А. М. Лидов). Исследовательница изучила самую древнюю из дошедших до нас княжеских гробниц – каменный саркофаг киевского князя Ярослава Мудрого, расположенный в Софийском соборе украинской столицы.
«Неоспоримым является тот факт, что захоронение Ярослава Мудрого в монолитном саркофаге было проявлением приверженности ранней (до XI века) традиции захоронения византийских императоров. В X веке Византия хоронила своих императоров в знаменитой церкви Святых Апостолов в особых приделах-усыпальницах, напоминающих об античных героонах (святилищах героев) с установленными в них величественными монолитными каменными саркофагами», – отметила Т.Е. Самойлова.
Неудивительно, что киевский князь стремился даже вечный покой обрести, подражая своим византийским «коллегам», ведь эта империя оказала большое влияние на Древнюю Русь. Вероятно, московские князья и цари также хотели подчеркнуть свой высокий монарший статус, переняв данную традицию.
Земля – не для помазанника Божьего
Всем известно, что любого русского царя в народе почитали как святого. Такое отношение к власти помогало простым людям осознавать себя не безвольными рабами, а служителями помазанника Божьего.
Согласно христианской религии, человек был создан из земли, в нее он и должен смиренно вернуться после своей смерти: «Прах к праху, тлен к тлену». Но такая скромная позиция не подходила царю. Поэтому ряд историков полагают, что традиция хоронить правителей в склепах, восходит к архетипическому представлению, что и в загробном мире царь не может быть равен простолюдину, удел которого – кладбищенская земля.
Многие русские правители возводили храмы, в том числе, и как будущие усыпальницы для себя и своих потомков. О том, что цари ставили своеобразный знак равенства между своей властью и духовной святостью, свидетельствует и вышеупомянутая книга Т. Д. Пановой. Автор подчеркнула, что захоронения русских правителей, расположенные в Архангельском соборе, обустраивались и оформлялись аналогично могилам глав русской православной церкви, находящимся в Успенском соборе Московского Кремля.
Гроб Господень
Безусловным примером для русских царей могла послужить и одна из главных святынь христианского мира – Гроб Господень, который расположен в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. По мнению Т. Е. Самойловой, эта реликвия выступала архетипическим образцом для захоронений средневековых монархов.
«Сам Гроб представал перед глазами верующих в виде саркофага простой прямоугольной формы, собранного из тесаных плит и закрывающегося сверху отдельной плитой… Пустота Святого Гроба для христиан всего мира также была знаковым понятием. Она, с одной стороны, свидетельствовала о непреложности факта Воскресения Христа, а с другой – являлась предзнаменованием воскресения каждой христианской души», – написала искусствовед в работе «Священное пространство княжеского гроба».
После принятия христианства русские паломники стали посещать Святую землю, увидели Гроб Господень, и поэтому, возможно, царей стали хоронить в каменных усыпальницах – в знак особого к ним почтения.
Мощи для защиты от врагов
Еще одна версия происхождения данной традиции – использование мощей покойных правителей для защиты страны от вражеских нападений. Забальзамированные останки, покоящиеся в саркофаге, дольше сохраняются, и достать их в случае необходимости гораздо проще: не надо разрывать царскую могилу, что может быть воспринято народом как святотатство.
Еще с глубокой древности мощи правителей воспринимались простыми людьми как объекты сакрального поклонения. Считалось, что они обладают мистической силой, ведь весь монарший род обожествлялся подданными. Поскольку главной обязанностью князя изначально являлась вооруженная защита своих земель, то его мощи должны были, по мнению суеверных жителей страны, волшебным образом «отогнать» врагов от границ родины.
Древнеегипетская традиция
Некоторые исследователи обращают внимание на такой факт: русских царей не погребали в землю, точно так же как и фараонов Древнего Египта, многих правителей Малой Азии и Западной Европы. Не стоит забывать и Владимира Ильича Ленина (умер в 1924 году), чей мавзолей расположен на Красной площади в Москве.
Не исключено, что традиция хоронить правителей в склепах или каменных усыпальницах, предварительно забальзамировав тело покойного, существовала на Руси испокон веков, а вовсе не была позаимствована в Византии или на Святой земле. Вероятно, это одно из проявлений архетипического сознания народа, уходящее в глубину веков.
На тот факт, что умерших русских правителей обязательно бальзамировали, вынимая из тела внутренности и сердце, указали доктор исторических наук Игорь Викторович Зимин и профессор Сергей Викторович Девятов. Ученые совместно написали двухтомник «Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта». Во втором томе этого издания соавторы пишут, что внутренности правителей России помещались в особые серебряные ковчеги, которые доверенные лица устанавливали в специальной нише склепа, рядом с гробом. И происходило это еще до начала официальной церемонии прощания с монархом.
Читайте наши статьи на Дзен