Почему мужчинам-мусульманам нельзя носить золотые украшения
Украшения часто говорят о человеке больше, чем слова. Кольца и перстни люди носят не просто ради того, чтобы выделиться. Семейный статус, уровень благосостояния, духовные воззрения и принадлежность к какой-либо социальной группе — все это можно понять по изделиям из драгоценных металлов и камней. Так, мусульмане придерживаются ряда принципов и правил при ношении колец и перстней.
Пример пророка Мухаммеда
Первым делом следует упомянуть, что каждый последователь ислама имеет полное право ходить с подобным украшением на пальце. Ведь сам пророк Мухаммед поступал именно так.
В статье «Сунна ношения кольца» ее автор, Мухаммад-Ариф Абдулаев, привел стенограмму лекции современного ученого-богослова, Мухаммада ас-Сакафа. Этот религиозный деятель является одним из потомков пророка Мухаммеда, во время поездки в нашу страну шейх прочел российским единоверцам курс лекций о жизни и деятельности своего предка.
Мухаммад ас-Сакаф рассказал, что у пророка появился перстень, когда возникла необходимость вести дипломатическую переписку с правителями ближайших стран и регионов. В те времена на подобных посланиях традиционно ставили печать с помощью перстня, на котором обычно изображался фамильный герб. Вместо геральдического символа на специально изготовленном серебряном украшении была выгравирована надпись: «Мухаммед — посланник Аллаха».
Интересно, что перстень пророка после его смерти хранился у ближайших соратников, но реликвия была безвозвратно утеряна возле мечети аль-Куба в Медине во время правления третьего халифа, Усмана ибн Аффана, которое продолжалось с 644 по 656 годы.
По словам Мухаммада ас-Сакафа, его предок обычно носил украшение на мизинце своей правой руки. Отдельные источники утверждают, что перстень был инкрустирован ониксом или агатом. И посланник Всевышнего надевал его так, чтобы камень был обращен к внутренней стороне ладони.
«Пророк (мир ему и благословение) носил серебряное кольцо и запретил мужчинам носить золото. Мужчинам не дозволено ношение золота, будь это кольцо, часы или другие украшения», — отметил в своей лекции исламский богослов.
Правая или левая
Несмотря на то, что сам пророк Мухаммед надевал свой перстень на правую руку, мусульманские богословы не запрещают носить подобные украшения и на левой руке. Известный исламский ученый, Абу Иса Мухаммад ибн Иса ат-Тирмизи (824—892 гг.), в свой сборник религиозных преданий «Сунан ат-Тирмизи» включил главу «Либас» (Одеяние). В ней содержатся такие строки: «Джафар бин Мухаммад передал от своего отца, что благословенные Хасан и Хусейн (да будет ими обоими доволен Аллах) носили кольца на левой руке». Речь в этом предании идет о двух братьях — внуках пророка Мухаммеда.
Кроме того, согласно хадисам, надевали свои перстни на левую руку и некоторые сподвижники основоположника религии. Например, так поступали: Умар ибн Хатаб, Абу Бакр ас-Сидик и Али ибн Абу Талиб. Уважаемый богослов Ибн Хаджар аль-Аскаляни (1372—1442 гг.) советовал мусульманам носить обычные украшения на правой руке, а перстни с личными печатями — на левой.
Средний и указательный
Если говорить непосредственно о пальцах, то здесь мнения богословов немного расходятся. Так, имам Мухйиддин Абу Закарийя Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233—1278 гг.), изложил свои комментарии к хадисам в работе «Аль-Минхадж фи шарх Сахих Муслим ибн аль-Хаджжадж». Автор написал: «Единогласны мусульмане в том, что сунной является ношение кольца мужчиной на мизинце. А что касается женщины, то она может носить кольца на любых пальцах».
Очевидно, что имам ан-Навави ориентировался на пример пророка Мухаммеда. При этом богослов не упомянул строгого запрета относительно других пальцев, назвав мизинец лишь наиболее желательным вариантом из всех возможных.
Другие мусульманские богословы категоричнее в данном вопросе. Например, вышеупомянутый Абу Иса ат-Тирмизи в главе «Муслим» (Мусульманин) своего сборника хадисов привел слова Али ибн Абу-Талиба — одного из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда. Тот поведал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил мне надевать кольцо на этот и этот пальцы. После чего он указал на средний и следующий за ним палец».
Стоит учесть, что арабы традиционно пишут справа налево, и отсчет они ведут по-своему. Поэтому большинство богословов сошлись во мнении, что следующий за средним палец — это не безымянный, как подумали бы многие россияне, а указательный. Ведь, скорее всего, пророк продемонстрировал сподвижнику свою правую руку, на которой находился перстень.
Скромное или массивное
Но человеку недостаточно просто надевать перстень на дозволенный палец, в этом вопросе существует еще несколько нюансов. Разные религиозные течения в исламе ведут споры по поводу размеров и веса украшений, которые допустимо носить мужчине. Ханафиты и шафииты, например, полагают, что перстень не должен весить более одного мискаля, а у арабов эта мера веса составляет 4,25 г. Маликиты же осуждают мужчин, которые украшают себя серебряными кольцами массивнее 2,975 г. Ханболиты не видят ничего страшного в крупных ювелирных изделиях, но уточняют, что вес перстня не должен выходить за рамки общепринятых норм и обычаев. Кроме того, мужчине не рекомендовано носить более одного кольца.
Отдельно стоит упомянуть, что представительницы прекрасного пола могут не только надевать украшения на любой палец, они также не ограничены в количестве перстней и в выборе драгоценного металла. Ведь Ибн Хаджар аль-Аскаляни написал: «Пророк Мухаммед (мир ему и благословение) запретил нам семь вещей, и одним из этих запретов является ношение золотого кольца мужчинами, но не женщинами».
Гигиена и украшения
Стоит учесть, что ислам очень строго относится к вопросам не только духовной, но и физической чистоты. Поэтому религиозные наставники часто советуют мусульманам шевелить кольцо, прокручивая его на пальце, во время каждого омовения и купания. Это необходимо, чтобы вода и моющие средства попали на всю поверхность рук, ведь подобные украшения часто плотно примыкают к коже.
Многие верующие люди носят перстни, на которых имеются религиозные символы или даже указано имя Всевышнего. С такими ювелирными изделиями следует обращаться подобающим образом. А направляясь в какое-либо нечистое место (например, туалет), обязательно заранее снять кольцо и попросить кого-либо из доверенных лиц его подержать.
«Сунан ат-Тирмизи» содержит хадис, который передал мусульманам сподвижник основателя религии, Анас ибн Малик. Этот религиозный деятель сказал: «Когда пророк (мир ему и благословение) ходил справлять нужду, то он снимал кольцо». Известно, что человека, которому в это время было доверено держать реликвию, звали Муайкаб ибн Абу Фатима ад-Давси.
Читайте наши статьи на Дзен