В каком поколении Иван Грозный приходился потомком хану Мамаю
Что русский царь был потомком разбитого одним из его предков на Куликовом поле татарского хана – если не доказано, то весьма вероятно.
Как родня матери Ивана Грозного оказалась в России
Михаил Глинский происходил из рода богатых литовских магнатов. В юности он уехал за наукой книжной и жизненной в Западную Европу – слушал лекции в университетах, учил языки и воевал наёмником в нескольких армиях. Он побывал в Испании, Италии, Германии. Глинский не удержался в православной вере и принял католичество, так как только оно давало возможность сделать карьеру при литовском дворе.
По возвращении с Запада в 1499 году Михаил Глинский попал в фавор к великому князю литовскому Александру, ставшему в 1501 году ещё и польским королём. Блестяще образованный Глинский, который к тому же был прекрасным военачальником, сделался правой рукой польско-литовского короля. Это, естественно, вызвало зависть и ненависть со стороны тех, кого он обошёл в своём восхождении к вершинам власти. Вражда католических панов по отношению к Глинскому усиливалась ещё и оттого, что православная знать Литвы, несмотря на его католичество, видела в нём своего человека, заступника своих прав.
В 1506 году Глинский разгромил под Клецком полчища крымских татар хана Менгли-Гирея и спас Литву от разорения. Однако в Вильне Глинского встретили не как победителя. Его покровитель, король Александр, скончался, а сын и наследник Сигизмунд пошёл на поводу у врагов Глинского. Михаилу запретили даже лично предстать перед новым королём, чтобы оправдаться и ответить на наветы недоброжелателей. Сигизмунд отказал Михаилу Глинскому в справедливом судебном разбирательстве, и тогда последний в гневе поднял знамя мятежа.
Михаила поддержала его родня – братья Иван и Василий – и многие православные литовские паны. Глинские решили сделать ставку на помощь от московского государя Василия III. Ведь не так давно, в 1500-1503 гг., при Иване Великом, отпадение от Литвы ряда пограничных князей повлекло присоединение к Москве обширных Чернигово-Северских земель. Глинские и их сторонники обладали обширными владениями в Белоруссии и Украине. Их восстание грозило полным воссоединением всей Западной Руси с Российским государством! Для большего эффекта Михаил Глинский объявил о своём возвращении в лоно православия.
Но Василий III сильно уступал в военных и государственных талантах своему отцу – Ивану Великому. Он не сумел должным образом поддержать мятежников, и тем пришлось уйти с литовской территории в Москву. Там их милостиво приняли на службу и наградили землями. Однако по заключенному с королём перемирию (1508 г.) они потеряли все свои владения в Литве.
Это было совсем не то, на что рассчитывал честолюбивый Михаил Глинский. В разгар следующей войны Москвы с Литвой (1514 г.) оскорблённый отказом великого князя отдать ему в наследственное пользование только что завоёванный Смоленск Михаил вступил в тайную переписку с королём Сигизмундом. Тот обещал ему простить прежнюю измену, и Михаил бежал к нему, но был пойман с поличным и заключён в тюрьму.
Великий князь не торопился казнить изменника, надеясь, что ещё представится случай использовать его таланты. В 1525 году Василий III развёлся со своей бесплодной супругой Соломонией Сабуровой, а через год женился на красивой 18-летней племяннице Михаила Глинского – Елене, дочери его старшего брата Василия. Ещё через год великий князь освободил из темницы дядюшку своей жены и снова возвысил его. В 1530 году у Василия III и Елены родился сын – будущий царь и самодержец всея Руси Иван IV.
От Мамая до Елены Глинской
Ну, а при чём тут Мамай? Так вот, по всем родовым преданиям Глинских, они происходили от того самого темника Мамая, которого войско московского князя Дмитрия Ивановича разгромило в 1380 году на поле Куликовом! Справедливости ради, Мамай не был ханом по татарским понятиям. Хан мог принадлежать только к роду Чингисхана, а Мамай был как раз узурпатором, не будучи потомком Чингисхана. Но уж так сложилось, что его в русских источниках часто называют ханом.
Итак, согласно родословцу семьи Глинских, составленному вскоре после прибытия в Москву этих знатных литовских изгнанников, их родоначальником был внук Мамая, крестившийся в конце XIV столетия в Киеве под именем Александр и получивший от литовского великого князя Витовта земельные владения. Одним из последних являлся город Глинск (ныне село в Сумской области Украины), от которого и пошла фамилия властительных князей.
Сыном Александра Глинского был Иван, внуком – Борис, правнуком – Лев, а праправнуком – Василий Львович Глинский, брат Михаила Глинского, отец Елены и дед Ивана Грозного. Следовательно, Иван Грозный был по матери потомком Мамая в восьмом колене.
Прозвище Мамай носили многие в роду Глинских. Поэтому некоторые исследователи полагают, что родословная Глинских, идущая от знаменитого татарского темника, была выдумкой. Кстати, её не включили в «Государев родословец», составленный как раз при Иване Грозном. Хотя это-то и может служить свидетельством её подлинности! Зачем царю было признавать своё родство с татарским ханом, который считался на Руси антигероем?!
Не исключено, что происхождение от мятежного Мамая, восставшего против законного хана из потомков Чингисовых, каким-то образом сыграло роль в загадочном для историков эпизоде царствования Ивана Грозного, когда самодержец внезапно передал корону и трон Симеону Бекбулатовичу – настоящему Чингисиду.
Таким образом, на Куликовом поле в бою сошлись два прародителя первого помазанного на царство русского самодержца Ивана Грозного – его прапрапрадед по отцу Дмитрий Донской и его шесть раз прадед по матери Мамай. Что по линии от Дмитрия Донского до Ивана Грозного было меньше поколений, чем от Мамая, не должно удивлять. Дети, наследовавшие трон, в семьях московских государей рождались довольно поздно, средняя разница в возрасте между поколениями была больше.
Читайте наши статьи на Дзен