Зачем сибирские народы разрывали могилы предков
Среди сибирских народов, живших в палеолите и исповедовавших языческие культы, было распространено уважительное отношение к могилам предков. Посещение родовых кладбищ в течение года обычно строго регламентировалось, а иногда было табуировано. Особенно это касалось могил шаманов, влиятельных вождей или полководцев – под страхом смерти запрещалось приближаться к их могилам или тревожить их прах. Тем не менее почти по всей Сибири археологи находят захоронения, которые не просто потревожены, а в которых кости покойника специально перемешаны, а череп положен в ноги. С чем же связано такое непочтительное отношение к гробам предков?
От Урала до Чукотки
Потревоженные могилы археологи находили на Урале, в Омской области, на Алтае, в Иркутской области, в Якутии. Как пишет археолог Анастасия Владимировна Бондаренко в статье «Практика постгумационного нарушения могил в культурах ранней и развитой бронзы Западной Сибири», из 234 погребений, найденных в Томской области в могильниках Еловка II, древними людьми были вскрыты 56 могил, еще 34 могилы находились под вопросом. Эти захоронения относились к Федоровской культуре, существовавшей от Зауралья до Алтая в XVIII—XVI веках до нашей эры.
В могильнике более поздней Андроновской культуры Черноозерье I, найденном в Алтайском крае, из 166 могил были вскрыты 66, а еще 35 находились под вопросом. Генетические исследования Андроновской культуры говорят о том, что в могилах лежат предки представителей синташтинской культуры – арии. При исследовании в останков мужчин Y-хромосомы, были найдены гаплогруппы R1a1, R1b M73, Q1, С, R1a1a1b2a2-Z2124.
В могильнике Преображенка III в Новосибирской области, датируемой ХV – началом ХVI века до нашей эры, только 45% могил оказались нетронутыми.
По данным, которые приводит в статье «К вопросу о ритуально потревоженных захоронениях якутов» группа авторов во главе с этнографом Розалией Иннокентьевной Бравиной, подобные потревоженные могилы во множестве были найдены и в Якутии.
Могилы вскрывали по схеме
Археологи уточняют: если исключить разграбленные могилы и могилы, чья целостность была нарушена оползнями или животными, то у оставшихся захоронений есть общие признаки. Во-первых, это особое отношение к голове покойника. Ее либо целенаправленно разрушали, либо перемещали череп в ноги скелета. Во-вторых, иногда у покойника не хватало ребра или костей ноги.
В-третьих, кости могли быть перемешаны, а череп – отсутствовать.
Изредка случалось и так, что вторгшийся в могилу человек не забирал из могилы инвентарь, а наоборот, оставлял в ней что-то свое. Например, в одном из погребений Федоровской культуры, найденном в могильнике Тарас-1 в Барабинской степи под Омском вскрывшие могилу люди оставили длинный кинжал Андроновской культуры, которая существовала позднее.
Еще реже встречаются вскрытые могилы, в которые через длительное время дополнительно погребали еще кого-нибудь, а позже – снова тревожили прах.
Иногда могилы вскрывали по определенной схеме. Так, на памятнике археологии Телеутский Взвоз-I, расположенном на берегу Оби в Алтайском крае, нарушенные могилы имеются в каждом ряду погребений. При этом одни могилы разрушены полностью, в других кости покойников были перемешаны, но по большей части оставлены в могилах, а в третьих могилах была целенаправленно потревожена лишь верхняя или нижняя часть захоронения.
Подобное нарушение могил есть и в Якутии. Например, в погребении Тандинском-1 в Усть-Алданском районе Якутии, в одном из найденных захоронений верхняя часть скелета сохранила анатомический порядок, а кости ног были сложены в районе таза.
Все это приводит к мысли о том, что у сибирских народов в древности, а у якутов – даже и в средние века существовал мощный пласт верований, связанный с нарушением могил предков.
Колдовство, гадания и уничтожение «живого мертвеца»
Этнографы обращают внимание, что у северных народов: манси, хантов, ненцев до сих пор есть вера в то, что у человека две души. Одна из них поднимается к небу, а вторая – душа-тень находится рядом с телом, пока оно не истлеет, а потом отправляется в страну мертвых, где живет столько же, сколько человек жил на земле, постепенно уменьшаясь. А когда душа исчезает, то снова возрождается в младенце. Ученые считают, что часть могил могла быть потревожена именно для того, чтобы облегчить исход души-тени из этого мира в иной.
Не стоит сбрасывать со счетов и колдовство с использованием частей трупа. Например, на Чукотке еще сто лет назад части трупа или частицы мозга умершего человека добавляли в пищу врагу, которого хотели убить. Считалось, что тело покойника – это яд. Съевший пищу с добавлением куска человечины должен был покрыться язвами и умереть от разрыва желудка.
Возможно, что колдовства тут и не было, а была настоящая древняя «биологическая война», когда частью трупа зараженного сибирской язвой или оспой сородича, заражали других людей.
Были и другие причины вскрытия захоронений, например, покойнику могли «докладывать» в могилу обязательные предметы. Иногда такие предметы подкладывали в могилу к другим умершим или клали в родовое захоронение в надежде, что предки «передадут» предмет тому, кому он предназначался.
Но чаще всего могилы вскрывали, чтобы «успокоить» «неспокойных» мертвецов. Видимо для того, чтобы «обездвижить» мертвых, у них забирали нижние конечности или складывали их определенным образом. Например, в Якутии даже в XX веке встречались случаи, когда досаждавших покойников выкапывали, останки сжигали и хоронили снова. А на юге Сибири во времена расцвета Федоровской и Андроновской культуры кости покойников перемешивали в могиле.
Разумеется, были случаи и осквернения могил: захоронения вскрывали для того, чтобы лишить людей заступничества предков. Покойники считались не совсем мертвыми, якобы могли «вмешиваться» в дела живых, и поэтому их тела старались уничтожить, раздавив черепа или грудные клетки.
Таким образом, практические все случаи можно объяснить существованием особых верований о посмертной участи души человека у сибирских народов.
Читайте наши статьи на Дзен