Расстрижение: за что православных священников могли лишить сана
Ни одна религия не призывает своих последователей к жестокости. Унижение человеческого достоинства в стенах храма считается недопустимым. И сегодня уже практически не упоминается, как сурово православное духовенство обходилось с теми, кого было решено лишить священнического сана. Человека прилюдно остригали, раздевали, оскорбляли и выгоняли из церкви с помощью посоха.
Что за наказание
Если проводить аналогию между попами и сотрудниками полиции, например, то лишение сана – это как увольнение из органов с позором и без права когда-либо вернуться на службу. Священник перестает быть таковым, становясь мирянином, он больше не может совершать церковных таинств как духовное лицо.
И хотя само по себе лишение сана не влечет для человека никаких потерь в гражданских правах и свободах, с точки зрения православной церкви это крайняя мера, применять которую к священникам следует, если нет другого выхода: человек совершил преступление или действие, несовместимое со званием духовного пастыря.
За более чем тысячелетнюю историю множество служителей были отринуты православной церковью по самым разным мотивам. Кто-то тайно развелся, кто-то позарился на деньги прихода, кто-то призывал к убийству идеологических противников, кто-то ушел в политическую оппозицию к власти – причин для лишения сана предостаточно. В настоящее время основной из них является раскольническая деятельность.
В 2008 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, еще будучи митрополитом, высказал мнение, что «извержение из сана означает одновременно и гибель души».
Как правило, лишение человека звания священника сопровождается отлучением его от церкви. Решение о применении столь серьезной меры наказания принимает Архиерейский собор РПЦ, хотя в прошлом эта прерогатива принадлежала Священному синоду.
Профессор Свято-Владимирской духовной семинарии (Нью-Йорк, США) Александр Рентель в своей богословской работе «Чинопоследования хиротоний и каноническая процедура извержения из сана» отметил явное сходство между таинством рукоположения в священники и обратным действием – лишением этого звания.
Действительно, во время принятия сана человека торжественно облачают в полагающиеся одежды, звучат молитвы и добрые пожелания в адрес нового священника. А извержение – это зеркальная противоположность рукоположения, при котором человек с позором лишается своего облачения, слушает о себе нелицеприятные высказывания, а его волосы и борода становятся короче. Не случайно в России бывших попов часто именовали расстригами.
Процедура старинная
Рукописный архиерейский Чиновник от 1650 года, который хранится в библиотеке собора святой Софии (Киев, Украина), содержит «Чин извержения из священства законопреступнаго и непокорливаго священника». Согласно этому церковному документу, неприятную процедуру должен проводить глава епархии, в которой служил осужденный.
Как все происходило.
1. Епископ находится у алтаря церкви, туда же дьякон приводит приговоренного к изложению сана. Причем, во всем священническом облачении, а в руках бывший духовный пастырь держит сосуды для совершения таинств – потир и дискос.
2. Осужденный встает на колени перед алтарем, епископ же зачитывает решение церковного суда о лишении этого человека сана, перечисляет прегрешения, в которых он признан виновным.
3. Приказав бывшему священнику встать, епископ забирает из его рук потир с дискосом и говорит: «отыймую от тебе власть приношения пречистыя жертвы к Богу о живых и умерших, понеже недостоин еси явился к нему приносити его».
4. Епископ снимает с осужденного ризу (фелонь) и произносит греческое слово «анаксиос» – не достоин. Затем по очереди у человека забирают: пояс, епитрахиль, поручи (нарукавники), стихарь, камилавку и клобук (головной убор). После того, как снимается каждый из предметов гардероба священника, звучит гневное «анаксиос», которое повторяют все присутствующие в церкви. Оставив бывшего священника в исподнем, епископ говорит: «Совлекаю с тебе всю одежду пресвитерскую, в ней же предстояти Господеви, ради лукавых своих дел, к тому не достоин еси».
5. Затем епископ отстригает прядь волос бывшего священника с таким пожеланием: «Исполнися лице его безчестия, яко бо чести сей не разумея». Остальные волосы и бороду мужчине отстригает дьякон. При этом хор певчих заводит песнь об Иуде, который за 30 серебряников продал Христа, проводя параллель между апостолом-предателем и бывшим священником.
6. Лишенного волос и одежды человека епископ отстраняет (то есть, отталкивает) от алтаря своим посохом. Изверженный из сана покидает церковь под гневные выкрики мирян и духовных лиц.
Вся эта процедура наполнена негативным отношением к бывшему священнику. Ему приходится услышать о себе немало нелицеприятных эпитетов и сравнений. Он должен почувствовать, что его отвергает не просто православная церковь, а сам Бог.
В 1813 году через такое унижение прошел бывший архиепископ Могилевский Варлаам (Григорий Шишацкий), который был осужден светскими властями за измену родине. Он присягнул на верность Наполеону I Бонапарту, когда французские войска взяли Могилев.
Многие богословы отмечали антихристианский характер процедуры извержения из сана: публичные раздевание, стрижка против воли, недобрые пожелания, а также толчки человека тяжелым посохом. Так, автор книги «Православное пасторское служение» архимандрит Киприан, в миру – Константин Керн (1899-1960 гг.), сравнивал старинный обряд расстрижения с действиями сатанистов, которые зеркально отражают христианские таинства, искажая их суть. В данном случае имеются в виду явные параллели с чином рукоположения в священники, исполняемым наоборот. В этом богослов видел «страшное кощунство».
Переходный вариант
Позднее, во второй половине XIX века, возник менее унизительный вариант процедуры извержения из сана. Бывшего духовного пастыря не раздевали, а облачали в храме в священнические одежды. Здесь он мог проститься с церковью и святынями. Затем осужденного вели в консисторию, где местный сторож ножницами отстригал волосы и бороду мужчины.
Кроме того, бывший священник должен был подписать обязательство, что он больше никогда не будет называться служителем церкви.
В ХХ веке процедуру отменили
Сейчас все эти страсти остались в прошлом. Никаких специальных церемоний по поводу извержения из сана в церквях не проводят. Просто на собрании священнослужителей конкретной епархии секретарь консистории зачитывает решение Архиерейского собора РПЦ о снятии сана с присутствующего при этом человека. И тот дает подписку не именоваться более священником, не носить церковного облачения, а также не совершать религиозных таинств.
Освобождение от сана может проводиться и по личной просьбе бывшего служителя церкви, если произошло разочарование в вере или у человека появилось желание заняться чем-нибудь другим.
Читайте наши статьи на Дзен