Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-03-09 19:48:18
Юлия Попова

Чем отличался свадебный наряд девицы от наряда женщины, вторично выходящей замуж

Даже у современной женщины свадебная церемония в первую очередь ассоциируется с белоснежным платьем и фатой. Однако этот наряд долгие века считался символом невинности. Поэтому он подходил лишь девицам, которые впервые шли под венец. Как же тогда наряжались  вдовы, вступавшие во второй брак?

Символ невинности

Действительно во многих странах мира свадебный наряд девушки, впервые выходящей замуж, отличался от наряда женщины, которая уже побывала в браке. Эти отличия были обусловлены тем, что первая являлась девственницей, вторая же уже познала таинство супружеских отношений. Именно поэтому невеста-девица обязана была олицетворять собой невинность. Одним из символов чистоты, как пишет Л. И. Брудина в своей книге «Энциклопедия обрядов и обычаев», считалась фата. По утверждению Брудиной, жених не должен был видеть свою суженую до свадьбы, а фату можно было снять с головы девушки только после обряда: отсюда и само слово «невеста», то есть неизвестная..

Фата, впрочем, как и платье невесты-девственницы должны были отличаться крайней скромностью. Если верить Раисе Кирсановой, автору издания «Сценический костюм и театральная публика в России XIX века», девушка времен царской России должна была присутствовать на церемонии венчания исключительно в закрытом платье: никаких декольте и коротких рукавов. Тогда подобные платья назывались высокими. Как отмечает Кирсанова, эти правила распространялись и на гостей. В приглашениях так и писали: «Приглашенным следует присутствовать на свадьбе в высоких платьях и шляпах». Нарушение традиций не просто осуждалось: если наряд был неподобающим, венчание вообще могло не состояться.

Вдовий траур

Порицались в России и разводы. Впрочем, как пишет Александра Дорская в своей книге «Влияние церковно-правовых норм на развитие отраслей российского права», согласно статьям 45 и 46 части 1 тома Х Свода законов Российской Империи, супруги имели возможность развестись, но брак мог быть расторгнут лишь церковным судом да и то только по определенным причинам (например, прелюбодеяние должно было быть состоявшимся фактом, а также совершено сознательно и свободно). Поэтому чаще всего русские женщины выходили замуж во второй раз лишь после смерти мужа. Об этом праве вдов упоминает, в частности, в своей книге «Проблемы социально-экономической истории России» и Борис Романов.

Однако отправиться под венец вдова могла далеко не сразу после кончины супруга. Данный запрет был также связан с одеждой, а точнее с ношением траура. Как утверждает Алина Шокарева в своей книге «Дворянская семья: культура общения», в конце XVIII века вдовы носили траур в течение трех лет: в первый год только черную шерсть и креп, на второй год – черный шелк и черные кружева, на третий год на платье разрешалось надевать серебряную сетку (но не золотую). На протяжении всего траура женщина, потерявшая мужа, в новый брак не вступала.

Невеста в черном

Но когда траурный период оказывался позади, вдова наконец могла снова выйти замуж. Будучи уже опытной женщиной, а нередко и матерью, она имела гораздо больше свободы, чем невеста-девственница. В первую очередь это касалось свадебного наряда. Тамара Котова на страницах своего издания «Изделия из кожи и ткани», отмечает, что девушки, впервые вступавшие в брак, как правило, украшала себя цветами померанца, символами невинности, которые называли флердоранж (фр. fleur d’orange — «цветок апельсина»). А вот невестам-вдовам уже были разрешены белые розы и ландыши. Кроме того, вдовы имели право на наколки из кружев и диадемы из цветов.

Между тем прежний траур накладывал-таки отпечаток и на свадебный наряд вдовы. Так, в издании «Что мне к лицу. Сборник советов для дам, как одеваться со вкусом», опубликованном в Петербурге в 1891 году, говорилось: «Вдова, выходящая замуж, как бы молода она ни была, должна носить то, что предписывает обычай; если же она не молода, то ей лучше не одеваться в белое. Особенно хорошо для этого случая совершенно гладкое платье с длинным шлейфом, сшитое из черного шелкового бархата. Вместо фаты вдовы часто одевают косынки из дорогих кружев, которые образуют на голове род чепчика и свободно спадают до талии».

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: