«Золотая старуха»: зачем русские веками искали ее
«Золотая баба», «Золотая старуха», а на финно-угорских языках – «Зарни инь», «Сорни най» — каких только имен нет у таинственного идола народов, населявших в древности Биармию – огромную область от Северной Двины до приполярного Урала. Первые сведения о загадочном истукане можно отыскать в сочинении Снорри Стурлусона «Круг земной» (XIII век). Рассказывая о походе викингов в Биармию, совершенном в XI столетии, Стурлусон описывает и святилище божества Йомали с позолоченным идолом. С тех пор таинственный золотой или позолоченный, или вовсе медный идол северных народов кочует по страницам жизнеописаний и путевых заметок, возникая то в житиях святых, то в отчетах об экспедициях по Сибири. В настоящее время Зарни инь обосновалась в академических статьях по лингвистике и этнографии, а также в писаниях любителей мистики и псевдонаучных изысканий.
Так что же представляет (или представляла) собой Золотая старуха и зачем ее веками безуспешно искали?
Что известно о Золотой старухе?
Уже было сказано, что самое раннее описание Золотой бабы относится к XIII веку, но слухи о таинственном золотом идоле жителей Биармии проникали в Европу, видимо, и раньше. Викинги видели позолоченный истукан в святилище на реке Северная Двина (во всяком случае, именно так истолковывают сегодня реку Вину из саги). В житии Стефана Пермского, написанном в конце XIV века, сказано, что зыряне и пермяне (так называли тогда коми и коми-пермяков) поклоняются некоему золотому идолу. Таким образом, местонахождение идола изменилось. Святитель Стефан подвизался на территории современного Пермского края. В XVI веке Золотая старуха обнаруживается «за Вяткой», об этом можно прочесть в труде поляка Матвея Меховского «Трактат о двух Сарматиях», написанном в 1515 году.
Несколькими десятилетиями спустя золотой идол возникает уже в Сибири, на реке Обь, о чем можно прочесть в произведениях «Записки о Московии», Герберштейна (1549), «Описание европейской Сарматии», Гваньини (1578), «О государстве Русском», Флетчера (1591). Там же, на Оби искали Золотую бабу и сподвижники Ермака Тимофеевича в 1582 году.
В наше время представления о местонахождении Золотой старухи примерно те же – где-то в Западной Сибири, может быть, в низовье Оби или на плато Путорана.
Такое продвижение идола на восток можно объяснить тем, что по мере освоения новых территорий люди все таинственное и загадочное помещают, как правило, за границами известного им мира. Впрочем, возможно и другое объяснение: представители северных народов, теснимые русскими, уходили все дальше, за Урал и в Сибирь, унося с собой и свое сокровище, Золотую старуху.
Насколько загадочно место, где пребывает идол, настолько же туманным выглядит и его облик. Викинги, согласно «Кругу земному» видели деревянную позолоченную статую с серебряной головой, в золотой короне и с золотой цепью на шее. На коленях у статуи было блюдо, полное золотых монет. У Герберштейна, Гваньини, Ерлезунда и других европейцев, описывавших таинственный истукан со слов русских (которые тоже, скорее всего, Золотую старуху никогда не видели), можно прочесть, что идол представлял собой статую женщины с ребенком. Иногда говорится, что ребенок сидит у нее на коленях, иногда, что он виден в ее чреве. В некоторых описаниях речь идет о двух детях – ребенке и внуке Золотой старухи. Сам идол предстает то литым из чистого золота, то пустотелым.
Наиболее нехарактерные подробности можно отыскать у Флетчера, утверждавшего, что истукан представляет собой скалу в виде женщины с ребенком на руках, и у Ерлезунда, согласно которому идол способен издавать трубные звуки.
Кто и зачем искал Золотую старуху
Первые известия о целенаправленных поисках Золотой старухи (если не считать рейда викингов) относятся к XV веку, когда посланные великим князем Московским воеводы Семен Курбский и Петр Ушатый во главе пятитысячной рати отправились покорять Югру – область по обе стороны полярного Урала. Они преодолели Каменный пояс, так называли тогда Урал, и дошли до самой Оби, покоряя и облагая данью местные народы. Рассказывая о своем путешествии, Курбский упоминал поиски Золотой бабы, которые не увенчались успехом. Впрочем, главной целью похода была пушнина, и эта цель была достигнута.
Через сто лет после Курбского на след Золотой бабы пытались напасть казаки Ермака Тимофеевича. Пятидесятник Ермака, Богдан Брязга, в 1582 году безуспешно штурмовал Демьянскую крепость на Иртыше, и уже собирался бросить это дело, когда перебежчик из осажденного городка поведал ему, что в крепости хранится Золотая баба. Эти новости сильно вдохновили казаков, и город вскоре пал. Однако, идола там не нашлось. Зато нашлись люди, сообщившие, что служители культа Золотой бабы сумели сбежать и унести свое сокровище. Брязга устремился в погоню и дошел до самой Оби, где в урочище Белогорье обнаружил капище таинственной богини. Но и здесь идола казаки найти не смогли, как ни старались. На обратном пути отряд Брязги попал в засаду и был почти весь перебит. Местные жители единодушно объясняли это гневом Золотой старухи.
В 1721 году промышленник Демидов сообщал в письме Петру I о том, что его «людишки» на реке Каме отыскали в земле «золотой истукан женского пола». Истукан был предназначен в дар царю. Однако, специальная экспедиция, прибывшая за подарком, никакой Золотой бабы не обнаружила. Среди потомков Демидовых эта история никогда не подвергалась сомнению, однако, куда делась статуя, никаких преданий в семье не сохранилось. Вряд ли ее переплавили, поскольку Демидов, о богатстве которого ходили легенды, в золоте не нуждался. Но след кумира теряется на Исетском заводе. Что там случилось, так и осталось загадкой.
В 1933 году сотрудники НКВД заинтересовались информацией о том, что ханты скрывают в каких-то своих тайных урочищах на реке Казым Золотую старуху. Туда был отправлен отряд чекистов, однако, ханты подстерегли их в лесу и всех перестреляли. Тогда была снаряжена карательная экспедиция. Мужчины ханты были убиты или арестованы, капище тщательно осмотрено, но идола там не оказалось.
Наконец, уже в 1961 году в поселке Юильск Ханты-Мансийского автономного округа в заброшенном доме обнаружили золотую статую. Председатель колхоза сообщил о находке в местный краеведческий музей. Когда в Юильск прибыла группа специалистов, в доме обнаружилась не золотая статуя, а деревянная, покрытая серебром. Считают, что золотую статую, пока не приехала комиссия, похитили, подменив ее деревянной. Золотая же закопана близ Юильска, а впоследствии, когда была построена плотина гидроэлектростанции, место захоронения Золотой бабы скрылось под водой.
Зачем же искали и продолжают искать до сих пор так упорно Золотую бабу? Проще всего ответить, что из-за золота. Но все же, дело не только в этом. Издавна ханты, коми, манси и другие народы, почитавшие Золотую старуху, верили, что обладание этим идолом дает власть над Сибирью, а еще удачу, счастье, едва ли не бессмертие. Кроме того, тому, кто найдет кумир, откроются древние тайны Сибирской земли. Поэтому, как говорят, промышленники Строгановы и снарядили Ермака за Урал, именно на поиски Золотой бабы. Поэтому и Демидов, спохватившись, утаил от царя идол, откупившись от него золотыми слитками.
И поэтому по сей день будоражит золотой идол умы авантюристов и исследователей.
Читайте наши статьи на Дзен