«Медвежий бой»
Медвежий бой — забытая традиция, одна из любимых потех русского народа, противоборство животного и человека.
Это «зрелище» было популярно еще в средневековой Руси. Бой человека с медведем изображен на фресках Киево-Софийского собора (1037 г.). Упоминается о нем и в “Молении Даниила Заточника”. Автор, перечисляя разного рода упражнения скоморохов, сообщает : “А ин обвився мокрым полотном борется рукопашь с лютым зверем».
Зрелище было настолько популярным, что его изображения встречались даже на ювелирных украшениях. На серебряном с чернью браслете из клада ХII — первой половины ХIII в., найденном у села Городище Хмельницкой области, выгравирован боец с рогатиной, выступающий против медведя, стоящего на задних лапах.
Сюжет противоборства человека с медведем встречается и на средневековых русских монетах и печатях.
О широком бытовании “медвежьих боев” в средневековой Руси свидетельствуют церковные акты, порицающие такого рода “игрище елинского беснования”.
О любимом русском зрелище не преминули написать и иностранцы, побывавшие в Русском государстве XVI-XVII веков.
Так, в записках С. Герберштейна сообщается о том, что у русских существует следующий “род забавы”:
“Откармливают медведей, посаженных в некоем весьма обширном и нарочито для этого устроенном доме… несколько людей самого низкого звания…по приказу и на глазах государя приступают с деревянными вилами к медведям и вызывают их на бой. Наконец, они сходятся, и если случайно раздразненные и разъяренные медведи поцарапают их, то эти люди бегут к государю с криком: “ Государь, вот мы ранены!” На это государь отвечает: “Уходите, я окажу вам милость”. Затем он велит лечить их и, кроме того, выдать им платья и несколько мер хлеба”.
Как видно, это был групповой бой, в котором несколько бойцов, вооруженных рогатинами, выступали против группы медведей. В групповом медвежьем бою могли участвовать сразу от двух до восьми бойцов.
Дж. Флетчер описывает медвежий бой один на один:
“ …Особенная потеха есть бой с дикими медведями… Часто случается, что охотник дает промах, и тогда лютый зверь или его убивает, или раздирает его зубами и когтями на части. Если охотник хорошо выдержит бой с медведем, его ведут к царскому погребу, где он напивается допьяна в честь государя, и в этом вся его награда за то, что он жертвовал жизнь для потехи царской. Чтобы пользоваться этим удовольствием, царь содержит несколько “ловчих, определенных для ловли диких медведей”.
«Медвежий бой» был любим как в городе, так и в деревне. Географически он пользовался самым большим спросом на Севере и в Центре России, так как там более всего был развит культ медведя.
Наряду с “медвежьим боем” вплоть до конца 1920-х гг. во многих местах в крестьянской среде бытовала охота на медведя с использованием рогатины. Будучи делом весьма опасным, такого рода медвежья охота сопровождалась различными поверьями, легендами, историями.
«Медвежий бой» чаще всего устраивали на Масленицу. Но уже в начале XX века традиция «умерла».
Читайте наши статьи на Дзен