«Мертвенный свет»: почему на Руси убывающая луна считалась опасной
Даже в современном посвященном мире некоторые люди соблюдают календарь, по которому в определенные дни волосы стричь можно, а во все другие – нет. И даже пытаются подвести под это научную базу, но обычно все не идет дальше астрологии.
Между тем запрет стричь волосы на убывающую луну напрямую связан с древним язычеством – почитанием волос у славян и с культом луны.
Сакральные свойства волос
Волосы у древних людей всегда имели сакральные свойства и считались не только вместилищем жизненной силы человека, но и как бы связывали его тысячами «нитей» с миром, причем как с этим, так и с потусторонним.
Германский историк Титмар Мерзенбургский, живший в XI веке, указывал в трудах, что славяне по-особому относятся к собственным волосам. Например, при заключении мирного договора с воюющей стороной, славянские вожди сбривали клок волос со своей головы, смешивали его с травой и во время рукопожатия при заключении договора держали этот клубок в другой руке. Возможно, речь в этом случае шла о связи волос с Землей-матерью.
С сакрализацией волос связан и обычай скрывать волосы от посторонних глаз, распространенный на Руси среди замужних женщин еще до крещения Руси. Даже в доме замужняя женщина должна была покрывать волосы, суеверные люди верили, что в противном случае произойдет несчастье – платок или кичка защищали волосы от колдовства и сглаза.
Существовал обряд первого заплетания косы у девочки; а у мальчика – первый обряд пострижин, до которого до волос ребенка нельзя было дотрагиваться ножницами.
Чтобы придать больше жизненной силы организму, девушки вплетали в косы травы и цветы, а перед свадьбой свершался не менее важный обряд расплетания девичьей косы, причем в западных регионах Руси он сопровождался символическим обрезанием и обжиганием волос невесты.
Обожествление луны
Луна в представлениях древних славян была связана с течением времени, счет которому шел по полнолуниям. Кроме прочего, луна была прочно связана с женским началом, поскольку отсчитывала цикл овуляции, и ассоциировалась с загробным миром. Славяне верили, что в дневное время луна уходит в загробный мир и светит там мертвецам, а другие помещали мир мертвых на луну.
Сербки гадали по луне об ушедших на войну мужьях – брали человеческий череп, трижды окунали его в воду и смотрели сквозь него на луну. И если видели на луне облик мужа, то верили, что он уже погиб.
Верили, что мертвенный свет луны вредит беременным женщинам и младенцам, поэтому существовали запреты выносить детей из дома ночью, а если ребенок заболевал, то считали, что в этом виновата луна, и начинали по-особому «лечить» ребенка: ставили на подоконник сосуд с водой, чтобы луна в нем «утонула» – обо всем этом пишет этнограф Д. А. Ляпин в работе «Очерки этнографии Верхнего Подонья».
О луне, плодородии и длинных волосах богини Сиф
Древние славяне верили, что луна неразрывно связана с плодородием. С плодородием земли и способностью к рождению детей у славян были связаны и длинные, густые волосы – показатель жизненной силы человека.
Мы мало знаем о взаимоотношениях богов древних славян, но можно провести параллель между ними древними скандинавами, у которых тоже существовал культ волос, связанный с культом плодородия. Так, у богини Сиф, жены Тора были прекрасные золотые волосы, от густоты и богатства которых зависел урожай на земле. По легендам, когда хитрый бог Локи срезал эти волосы, на земле разразился голод.
Скорее всего, точно такой же культ был и у славян-язычников. Поэтому убывание луны связывали с убыванием жизненной силы в природе и в волосах, а растущую луну воспринимали как светило, которое дарит всему живому свою силу.
Возможно, в культы волос и луны вплелось поверье, по которому обрезание волос могло привести к отторжению человеческой души от тела. Именно поэтому славяне и старались стричь волосы на прибывающую луну, чтобы сила, которую дает ночное светило, исключила или минимизировало возможность смерти в процессе стрижки.
С приходом христианства славяне не оставили суеверий и стали переиначивать их на новый манер. Теперь они придумывают, что стричь волосы можно только в первый день после новолуния, якобы «в этот день родился Адам», и уверяют, что строго-настрого нельзя стричь волосы в седьмой день новолуния – якобы это день, «в который Каин убил Авеля».
Но на самом деле все это – лишь фантазии и суеверия, а луна – это всего лишь луна. В книге Бытия сказано, что Бог создал самые обычные «светила», чтобы светить людям: «светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной» (Быт. 1:16–17). Поэтому следует стричься не тогда, когда велят суеверия, а тогда, когда удобно.
Читайте наши статьи на Дзен