«Амазонская рота» Екатерины II: почему первое женское подразделение царской армии просуществовало только год
Во время крымского вояжа в мае 1787 года императрицу и ее иноземных гостей под Балаклавой приветствовала недавно сформированная девичья рота. Подобная экзотика привлекла внимание царицы и получила восторженные отклики иностранцев. Вот только нововведение прижилось в царской армии лишь в годы Первой мировой. Попробуем разобраться, почему Екатерининская «амазонска рота» просуществовала так мало.
Живое доказательство
В марте 1787 командир Греческого полка Константин Чапони получил от князя Потемкина необычный приказ. Ему надлежало за 2 месяца найти сотню женщин и сформировать из них отдельное подразделение – так называемую «амазонску роту». Светлейший князь славился грандиозными «прожектами», поэтому Чапони не удивился, а поспешил исполнить поручение.
Зачем Потемкину понадобилась девичья рота? Как пишет в статье «Воительницы русских степей» Л.Селиванова, Григорий Александрович в одной из бесед с Екатериной воодушевленно расхваливал воинственность греков. Он уверял, что даже женщины-гречанки обладают не меньшими доблестями и отвагой, чем их мужчины. Царицу рассказ позабавил, и чтобы подзадорить князя, она предложила ему доказать слова делом. Потемкин пообещал, что во время поездки в «полуденный край» царица увидит и оценит греческих воительниц. Исполнить потемкинское обещание и было поручено Чапони. И капитан не подвел: в назначенный день царицу и ее гостей на аллее с апельсиновыми, лавровыми и лимонными деревьями встретила новоиспеченная женская рота.
Парфянский выстрел
Не следует полагать, что создание роты амазонок являлось лишь прихотью Потемкина, старавшегося не ударить перед императрицей в грязь лицом. Главной целью крымской поездки была демонстрация зарубежным гостям мощи Российского государства. Как писал Л. Сегюр в 1803 году, Запад должен был узнать обо всех источниках богатства и могущества России.
Потемкин приложил все усилия, чтобы поездка из ревизии его дел превратилась в торжество – его как генерал-губернатора края, Великой Императрицы и Могущественной Империи. Таким образом, формирование «амазонской роты», наряду с демонстрацией Черноморского флота, стало частью стратегического плана. Степные воительницы должны были напомнить приехавшим союзникам о силе России, а для врагов стать легендарным «парфянским выстрелом», изобретение которого античность приписывала амазонкам.
Напомним, что «парфянским выстрелом» называется тактика ложного отступления, при котором скачущие амазонки заманивали врага в незнакомую для него местность. Затем они на полном скаку разворачивались и начинали расстреливать противника из луков. Эту технику боя позднее начали приписывать всем варварам-кочевникам.
Служим верой и правдой
Григорий Александрович не случайно выбрал для «спектакля» гречанок. Конечно, он хотел польстить Екатерине, сравнив ее с царицей амазонок Фалестрис. По преданию, она лично приехала к Александру Македонскому, чтобы родить детей от легендарного воителя. Но еще светлейший князь непрозрачно намекал на дружественность греков, на то, что этот народ готов верой и правдой служить Екатерине, что восстановление Греческой империи при поддержке сильного государства в лице России – совсем не миф.
Прекрасные воительницы
Сотня молодых жен и дочерей греческих офицеров, облаченных в широкие красные юбки и вооруженных ружьями и пиками, произвели на иностранцев соответствующее впечатление. Но из всех гостей только австрийский принц Шарль Жозеф де Линь оставил восторженный отклик о роте амазонок. Принца поразили открытые лица «прекрасных женщин и девиц», которые вышли навстречу «не из любопытства», а «чтобы оказать честь». В статье «Воительницы русских степей» упомянута и реакция австрийского императора Иосифа Второго, который встретился с амазонками в Балаклаве накануне приезда императрицы с остальными гостями. Он приехал осмотреть бухту и древнюю крепость, но «увидел красоты иного рода». Подъехав к 19-летней капитанше, он взял ее за подбородок и поцеловал в губы.
Воительницы действительно производили впечатление. Форму для них разработали специально. За основу взяли зеленый и красный цвет. Не только потому, что они использовались в мужском обмундировании второго батальона Греческого полка. Эти цвета также присутствуют в национальной одежде турок. Широкие красные юбки и короткие приталенные спенсеры дополняли белоснежные тюрбаны с блестками и страусовыми перьями. Точь-в-точь как носили самые известные модницы: Мария Антуанетта, герцогиня Орлеанская, популярная художница Луиза Виже Лебрен.
Так что пассаж историка А.Кибовского о том, что появление амазонок осталось незамеченным в череде «потемкинских сюрпризов», кажется необоснованным. При встрече императрица подозвала к себе «амазонского капитана» Елену Сарандову (по другим источникам – Сарданову), поцеловала в губы, потрепала по плечу и сказала, что довольна «исправностью» роты. Позднее Елена Сарандова получила из рук императрицы бриллиантовый перстень и чин капитана и стала первой женщиной-офицером в российской армии. Остальных девушек наградили невиданной по тем временам суммой в 10 тысяч рублей ассигнациями.
Не женское это дело?
После эффектной демонстрации надобность в женщинах-воительницах отпала. Все они вернулись к мужьям и отцам, чтобы продолжить выполнять женские обязанности – варить обеды, стирать, убирать, рожать и растить детей. Нести воинскую службу наравне с мужчинами амазонкам не доверили, хотя по распоряжению Потемкина их и обучили «оружейным приемам». Офицерские жены и дочери и так в большинстве своем умели обращаться с оружием и не понаслышке знали военную жизнь, но прошли экспресс-курс стрельбы из ружья, научились колоть штыками и метать пики, фехтовать и скакать верхом, держать строй и по команде перестраиваться.
Вскоре после отъезда Екатерины роту расформировали. Причина, как считает автор статьи «Стратегия интеграции женщин в вооруженные силы: гендерное табу против военной тактики» И.Суркова, лежит на поверхности. Создано было женское подразделение с целью развлечения императрицы и гостей. Спектакль прошел блестяще, зрители уехали, а «зело маскарадные» актеры разошлись по домам. И всё же потемкинский «прожект» оказался полезен. Уже в Первую мировую войну появилось новое женское подразделение – легендарный «батальон смерти» под командованием Марии Бочкаревой. Задачу перед новыми амазонками поставили вполне конкретную – бесстрашием «устыдить солдат-мужчин», заставить их вернуться в окопы и сражаться до победного конца.
Читайте наши статьи на Дзен