«Сам на сам»: зачем русские мужчины устраивали публичные поединки
Традиция проведения бойцовских поединков на Руси уходит корнями в далекое прошлое. Еще Нестор Летописец упоминал в «Повести временных лет» бои на княжеских праздниках. Позднее церковь и светские власти выступали против этой негуманной народной забавы, но безуспешно. Лишь в 1917 году это развлечение было окончательно запрещено.
Кулачные бои
Бой «сам на сам» предполагал наличие всего двух соперников, выясняющих кто из них ловчее и сильнее. Разновидностью этой категории является бой «удар на удар», в котором противники по очереди наносили друг другу удары, отклоняться от коих было воспрещено. Выигрывал схватку тот, кто оказывался более стойким.
Массовые кулачные бои, в которых участвовали улица на улицу, район на район, станица на станицу, подразделялись на «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».
В «стеночном» бою «недруги», плотно прижавшись друг к другу, выстраивались в две параллельные линии и по сигналу сталкивались, стремясь пробить брешь в обороне противника.
В «цепном» бою все сваливались в одну кучу, молотили и расшвыривали соперников до тех пор, пока не определялся победитель.
Особой жестокостью отличались специально оговариваемые «охотницкие» бои, поскольку участникам схватки дозволялось использование рукавиц с металлическими пластинами. Уклоняться от ударов запрещалось, зато дозволялась подсечка оппонента.
Необычный статус был у существовавшего до 1584 года боя «поле», в котором стороны решали судебные проблемы. Адвокатом и прокурором в этих сражениях выступали кулаки, а приговор выносился по исходу поединка: кто побеждал, тот выигрывал дело.
Время и место
Традиционным временем проведения кулачных боёв были важнейшие православные праздники, а также значимые календарные даты в период между Рождеством и Троицей, в некоторых регионах до Петрова дня. Но разгул «кулачек» наблюдался во время масленичных гуляний, когда в драке участвовал практически каждый мужчина, поскольку воспринимал это как дело чести. Поводом, чтобы схлестнуться с соперником и получить эмоциональную разрядку, было завершение сезона уборки урожая, когда у крестьян появлялось свободное время.
Казаки вступали в схватки во все вышеперечисленные времена, но в отличие от мужиков, отмечали кулачными боями важные события в жизни общины, к примеру, возвращение станичников со службы, потому как они были частью военно-траурных обрядов. В этом случае организовывалась серия состязаний, длившихся на протяжении месяца. У таких событий всегда было много зрителей, поскольку они имели торжественный характер.
Все кулачные бои подразделялись на «праздничные» и «будничные» и проводились на нейтральной территории.
Мужики мерились удалью на рыночных площадях, а казаки на плацу, но и те и другие при схватке с представителями других деревень или станиц в качестве места боя выбирали находящиеся в приграничных зонах поля, луга и реки.
Развлечение и шермиции
Этнограф Татьяна Бернштам, изучая пристрастие русского народа и казаков к кулачному бою, пришла к выводу, что для крестьян он был видоизменённым пережитком «мужского союза воинов», а для служивых людей – составной частью жизни их общины.
Для крестьян «кулачки», где оттачивались боевые умения, выносливость и ловкость, всё же были досужей забавой, а для казаков составляющей шермиций, иными словами настоящих тренировочных боёв.
Помимо кулачных боёв в них входят такие исторически сложившиеся дисциплины как: рубка мишеней в пешем строю, фехтование на пиках и шашках, стрельба из лука, борьба на «ломка», джигитовка, игра в «Царя», айданы, скачки на каюках.
Казаки воспринимали кулачные бои как подготовку к военной службе, это было подспорьем для развития общей физической и боевой подготовки.
Инициация
Для станичников кулачные бои были своего рода ритуалом инициации, через который, достигнув определённого социо-возрастного статуса, обязан был пройти каждый казак.
Являвшиеся промежуточным звеном, связывавшим обряды-переходы, кулачные бои можно охарактеризовать как пропуск для продвижения по казачьей социальной лестнице.
Будущие защитники родины дебютировали в «кулачках» в возрасте 5-6 лет, воплощая функцию так называемых «затравщиков», между двумя выстроившимися «стенка на стенку» группами взрослых казаков. С обеих противоборствующих сторон именно они первыми выдвигались вперёд на свободное пространство и начинали выкрикивать в адрес оппонентов обидные прозвища, слова и намёки на казусные истории.
Вслед за ними верхом на палках выдвигались вооружённые прутьями «выростки-подростки», и с криками «ура» имитировали нападение друг на друга. Им уже дозволялось замахиваться руками, но воспрещалось участвовать в настоящих кулачных боях ввиду того, что они уже пройдя этап посвящения в казаки, еще не приняли воинскую присягу, и де-факто не могли считаться полноправными членами мужского казачьего сообщества.
О промежуточной роли казачат этой возрастной категории красноречиво свидетельствует тот факт, что иногда на междурядье вместо них выходила переодетая в мужское платье и шубе навыворот женщина – затравщица, олицетворявшая собой неопределённое существо: ни женщина, ни мужчина, ни казак, ни человек (вывернутая шуба символизировала животное).
После этих групп на «авансцену» выходил уже взрослый, прошедшие все этапы инициации лидер, вызывавший на индивидуальный кулачный бой представителя соперников. Если проводился какой-то особенный бой, то в качестве лидера мог быть приглашён даже житель иной станицы, что ещё раз подчёркивает исключительное восприятие казачьим обществом кулачных боёв не как забавы, а ритуала.
На следующем этапе в бой входила «стенка» и начиналась схватка, в которой старые казаки следили за соблюдением правил.
Запреты и допуски
Несмотря на разницу в восприятии, у казаков и крестьян были схожие правила этикета кулачного боя.
Участники «состязаний» должны были размахивать руками, придерживаясь трёх устоявшихся требований: колотить разрешалось костяшками и основанием кулака, а также головками фаланг пальцев.
Запрещалось бить лежачего и того, у кого проступила кровь, нельзя было бить сзади и вкладывать в руку свинчатку, а также наносить удары чем-либо кроме рук и куда-либо кроме корпуса и головы противника.
Бойцы, имевшие недюжинную силу, а также те, кто в предыдущей схватке непреднамеренно покалечил или убил противника, брали самоотвод и становились сторонними наблюдателями.
Читайте наши статьи на Дзен