«Белорусы» и «Белоруссия»: почему Николай I запретил эти слова в Российской империи
Некоторые историки ссылаются на некий указ Николая I от 1840 года, в котором якобы были запрещены к употреблению такие слова как «белорусы», «белорусский» и «Белоруссия». Было ли это на самом деле и почему?
Разделы Речи Посполитой
Как указано в «Энциклопедии стран мира» (председатель научно-редакционного совета Ф.И. Шамхалов), вследствие обособления от других земель древнерусского государства у населения западнорусских территорий усилились свойственные ему особенности языка, культуры, традиций. Начался процесс формирования белорусской народности, который завершился в XVI веке. Позже эти западнорусские земли и стали называть «Белой Русью». Тогда же Великое княжество Литовское и Польша объединились в единое государство – Речь Посполитую. Последовавшее усиление феодального гнета, а также попытки насадить католичество среди белорусов вызвали среди населения возмущение.
Если верить «Большой школьной энциклопедии» (Москва, 2003 год), именно под предлогом освобождения белорусских, а заодно и украинских земель Екатерина II и решила принять участие в разделе Речи Посполитой. Всего состоялось 3 таких раздела: в 1772, 1793 и 1795 годах. В первый раз России отошла восточная часть Белоруссии и некоторые латышские земли, во второй раз Россия получила часть белорусских земель с Минском и Правобережную Украину, а в третий – Литву, Курляндию, Западную Белоруссию и Волынь. Воссоединение с Россией имело для Белоруссии прогрессивное значение: ее экономика втягивалась в обширный общероссийский рынок, народ приобщался к русской культуре.
Белоруссия в составе России
Однако политика царизма в отношении Белоруссии имела великодержавную направленность. По словам Александра Андреева, автора издания «Терра инкогнита: Россия, Украина, Беларусь и их политическая история», после включения в состав России Белоруссия не получила государственного статуса или автономии, как Украина. Никаких законов, которые выделили бы Белоруссию как особый этнический регион с особым правовым положением, издано не было. Как пишет Андреев, вместо этого в России было создано 5 белорусских губерний: Могилевская, Витебская, Минская, Гродненская и Виленская.
А в 1840 году белорусские земли получили официальное название – Северо-Западный край. Однако в том же году, как утверждают авторы энциклопедического справочника «Народы Казахстана» (Арыс, 2003 год), были запрещены к употреблению слова: «белорусы», «белорусский», «Белоруссия». Мало того, по утверждению Владимира Орлова, автора книги «Тайны Полоцкой истории», тогда же последовало запрещение произносить по-белорусски церковные проповеди. Епископы (белорусы разделились на католиков и православных) требовали от священников и их жен пользоваться русским языком и в частной жизни для того, чтобы подавать соответствующий пример своим прихожанам.
А был ли запрет?
В своих утверждениях авторы ссылаются на Указ Николая I от 18 июля 1840 года. Упоминает данный документ и В.О. Дайнес в своей книге «История России и мирового сообщества». Впрочем, Дайнес утверждает, что, согласно указу, император запретил лишь употребление географического названия «Белоруссия» и только в официальных бумагах. Действительно, указ озаглавлен: «Об именовании губерний Белорусских и Литовских, каждою отдельно: Витебскою, Могилевскою, Виленскою и Гродненскою» (Минская губерния ни к литовским, ни к белорусским губерниям не относилась). Далее в тексте следует высочайшее повеление: «Правила сего держаться и впредь, никогда иначе не прописывая как поименно губернии».
Вот, собственно, и все. Как справедливо отмечают в издании «История Беларуси» Игорь Качалов, Евгений Новик и Наталия Новик, в указе нет ни слова о запрете употребления перечисленных выше слов: «белорусы», «белорусский» или «Белоруссия». В качестве доказательства отсутствия подобного запрета авторы приводят указ «о введении Белорусско-Литовской духовной коллегии в один разряд с конторами Синода по предмету определения на службу людей дворянского происхождения…», который вышел в свет уже в декабре 1840 года. Да и в дальнейших правительственных распоряжениях и документах чиновников «запрещенные» слова встречались довольно часто. Поэтому в указе Николая I речь на самом деле шла лишь об упорядочении государственного делопроизводства.
Читайте наши статьи на Дзен