Тофалары: почему этот народ России хоронил детей в деревьях
Народ с загадочным названием «тофалары» проживает на востоке Сибири. Как и родственные ему тюрки, этот малочисленный этнос имел свои специфические обряды погребения. Если до XIX века тофалары покойников и вовсе не хоронили, то потом они превзошли своих сородичей, отдав предпочтение захоронению не на деревьях, а прямо в них..
Избушка вместо гроба
У тофаларов (устар. карагасы) было принято проводить похороны на третий день после смерти. Причем в погребальных обрядах участвовали только мужчины. Покойного на шкуре вывозили из родного чума и укладывали в специальный сруб, чем-то напоминающий миниатюрную русскую избу.
Это необычное похоронное сооружение строили с учетом времени года. Летом сруб в два-три венца закапывали в глубоко вырытую могилу. Зимой же тофалары оставляли умершего на земле, и уже вокруг него делали из досок своеобразный ящик-сруб. В некоторых случаях народ все же помещал покойного в “избушку”, которую затем для лучшей опоры ставили на два пня или четыре столба.
Где хоронили
Об особом ритуале тофаларов при выборе места для захоронения точной информации не сохранилось. Многие исследователи этой этнической группы сообщают различные сведения.
Так, П. Преловский, изучавший нижнеудинских карагасов, отмечал, что местные хоронили умерших “на высотах гор”, хотя для коренных народов Сибири было характерно погребение в лесной чаще, вдали от стойбищ. Научный сотрудник Иркутского краеведческого музея Л.В. Мельникова в своем историческом очерке “Тофы” указывала на довольно произвольное захоронение умерших, обычно тофалары хоронили покойного в том месте, где он умер.
Однако, следуя похоронной обрядности карагасов, традиционным местом для упокоения души было принято считать устье реки. Именно река была у этого народа связующим звеном между живыми и мертвыми. Умерших хоронили ногами вниз по течению, чтобы они по этой “дороге” смогли добраться в мир иной.
Чем отличились дети
Для умерших детей у тофаларов были отдельные погребальные места. Их могли похоронить в дупле дерева или в колоде, которая представляла собой часть толстого дерева. Такая абсурдная для современников детская “могила” объяснялась тем, что дерево в культуре тофов являлось многозначным символом. В их фольклоре именно оно давало человеку жизнь и становилось знаком благополучия всех членов рода. Поэтому, укладывая умерших детей в дупло дерева, тофалары лишь возвращали их в первоначальное лоно.
Читайте наши статьи на Дзен