Новая урбанистика
В России более 1000 городов. Если не считать Москву с Питером и несколько других городов-миллионников, жизнь в большинстве из них едва ли можно назвать очень комфортной. Люди оттуда если не бегут, то становятся отходниками как крестьяне в царской России. Мы обсудили главные проблемы современного градостроительства с Юрием Крупновым, который является одним из руководителей Института демографии, миграции и регионального развития.
Любой внутренний турист подтвердит, что градостроительство в последние десятилетия было серьезно заброшено, не говоря уже о том, что коммерциализация строительства, жилищного рынка наступает вопреки всем градостроительным законам. Большинство специалистов, которых сейчас много готовится и в качестве ученых, и в качестве практиков градостроительства, в разных ВУЗах соглашаются с тем, что вроде бы давно пришло с большой буквы Время градостроительства, потому что большинство русских городов в плачевном состоянии. При этом именно малые города могут стать базой для масштабной работы в этой сфере.
Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития: «Надо начинать методом урбанистических экспериментальных или пилотных площадок. То есть нужно строить небольшие городки развития на территории уже существующих городов. И эти городки развития позволят по сути в натурном виде представить будущее российских городов конкретно под каждый город, под каждый регион, под каждую свою специфику и так далее. Вообще основной тренд, который сегодня, конечно, очевиден для России, это уход от мегаполисной однобокой урбанизации, которая свойственна государствам третьего, четвертого мира – условно, самым отсталым государствам Африки. Нам нужно сохранить урбанистический момент, но жить в совсем других городах. Самое главное в развитии малых городов — прямо сейчас на официальных документах заявить, что это опорный каркас страны, что каждый малый город – это достояние, которое требует сохранения и развития».
Под «совсем другими городами» Крупнов имеет в виду в том числе и «городки демографического будущего» (ГДБ), проекты которых разрабатывает его институт. Так например, один из проектов называется «Солнечный город» и предполагает строительство одноименного ГДБ на границе г. Волгодонска и Волгодонского муниципального района Ростовской области. Несмотря на такое название, город будет совсем не похож на Солнечный город из книжки про Незнайку, где по проектам архитектора Вертибутылкина были построены вращающиеся небоскребы. По сути, именно от такой модели строительства хотят уйти. Главная особенность российского Солнечного города заключается в малоэтажности зданий и экологичности.
Юрий Крупнов: «Общая модель таких городков понятна: малоэтажность, вписанность в ландшафт, огромный акцент на общественное пространство», — говорит Крупнов. «Например, в наших концепциях, которые мы предлагаем, чуть ли не центральным элементом выступают ботанические сады в качестве особых парков, публичных пространств. Там происходит с одной стороны возвращение людей к природе, а с другой стороны (хоть это все-таки не ботанические сады академического типа и не супернаучные учреждения) за счет того, что там посажены 10-20 редких для данного региона деревьев, происходит своего рода распредмечивание окружающей среды. Ты начинаешь по-новому видеть свои же родные березы, когда смотришь на какой-нибудь удивительный краснолистный клен».
По мнению большинства урбанистов, наиболее интересный путь развития городов для России, который полностью совпадает и с русской градостроительной традицией, — это усадебно-ландшафтная малоэтажная урбанизация с опорой на сохранение существующих малых городов, которых более тысячи в стране.
Юрий Крупнов: «Наш институт в качестве ключевой градостроительной программы на сегодня выдвигает такую программу, как «тысяча новых городов для России». Еще раз подчеркну, что «новых» имеется в виду построенных не в тайге с нуля, а именно на территории или на краю существующих городков для того, чтобы создать натурный образ того, куда они должны модернизироваться и двигаться».
Конечно, очень важный фактор, который эксперты призывают учитывать при строительстве новых городов – это желание людей переехать в новое место. Люди должны быть уверены в том, что их новый город будет не недоразвитой территорией, куда их выселяют, а населенным пунктом, отвечающим всем социальным нормам. Иначе все превратится в пустое благоденствие, не приносящее пользу людям.
Вспомним молодого барина Нехлюдова из «Утра помещика» Л. Н. Толстого, который таким образом пытался осчастливить своих крестьян:
— Ну, так вот, одна изба уж совсем готова. Она десятиаршинная, с сенями, с клетью и совсем уж готова. Я ее, пожалуй, тебе отдам в долг за свою цену; ты когда-нибудь отдашь,— сказал барин с самодовольной улыбкой, которую он не мог удержать при мысли о том, что делает благодеяние.— Ты свою старую сломаешь,— продолжал он,— она на амбар пойдет; двор тоже перенесем. Вода там славная, огороды вырежу из новины, земли твои во всех трех клинах тоже там, под боком, вырежу. Отлично заживешь! Что ж, разве это тебе не нравится? — спросил Нехлюдов, заметив, что, как только он заговорил о переселении, Чурис погрузился в совершенную неподвижность и, уже не улыбаясь, смотрел в землю.
— Воля вашего сиятельства, — отвечал он, не поднимая глаз.
Такие проблемы актуальны до сих пор и, конечно, все зависит от того, что людям в новых городах предложат. Например, сейчас началось строительство нового города Циолковский при космодроме «Восточный» в Амурской области. Он может стать площадкой для создания образа нового русского города.
Юрий Крупнов: «Самое главное в городках нового типа это насыщенная социально-культурная среда. Исходно мы должны проектировать инфраструктуру: школы, больницы, центры культуры – и делать это так, чтобы при малоэтажном расселении люди имели всеобщий доступ к этим общественным пространствам прежде всего в интересах раскрытия творческого потенциала личности и максимального введения человека в культуру через образование и развивающие среды. Это ключевой вопрос, потому что сегодня через городки развития нам необходимо максимально преодолеть ту наметившуюся крайне негативную социально-экономическую дифференциацию населения, которая ни к чему хорошему не приведет».
Еще одна важнейшая функция градостроительства – создание города как центра освоения территории, особенно актуальная сейчас в связи с социально-экономической недоразвитостью Севера и Дальнего Востока.
«Россия — страна с колоссальной историей, здесь можно вспомнить и Екатерининское время с ее программой, которая преобразовала лицо страны, и советский период. – говорит Крупнов. — В этом смысле нас неминуемо ждет масштабная преобразовательная градостроительная программа, и чем быстрее мы выйдем на ее разработку, тем лучше. Очень важно при этом иметь отсутствующую на сегодня генеральную схему расселения РФ, которая показывает места будущего расселения в стране, акцент этого расселения и так далее».
Читайте наши статьи на Дзен