Львы Валаама
В христианской символике лев — зверь «двуполярный». На южном полюсе зла он воплощает собой грех гордыни. На северном полюсе Блага — ревнителя и защитника Веры…
Миссия жизни доброго православного человека пройти чрез антарктическую стужу гордыни и ледники зависти к Атлантическому океану Веры. Дальше, преодолев у мыса Горна течение уныния, отправиться вверх по Гольфстриму Надежды. Затем нужно уверено проскользнуть через Ла-Манш алчности, держась на расстоянии от берегов сладострастия и чревоугодия. Потом необходимо удержать штурвал в шторм в Северном море гнева, и скоро вы окажетесь в акватории Янтарного моря Любви, которое по Неве Вечной Жизни доставит вас до Ладожского озера любви. Там будет остров Валаам, на который вы выйдете львом Благочестия и встретите других львов. Впереди, на Крайнем Севере, будет только Царствие Небесное…
Алексей Плешанов
Свщмч. Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский
«Лев яростно устремляется на свою добычу и терзает ее своими острыми когтями и зубами. Так монах или монахиня должны с такой же яростью устремляться на свои страсти. Разве не львами были преподобные отцы и подвижники? Воистину львами! Они не щадили своего тела, лишь только видели приближение какой-нибудь страсти».
Преподобный Амвросий Оптинский
«Образ монашеский есть образ покаяния и смирения, а не повод к тщеславию, высокомерию. На мытарствах и за простое тщеславие будут очень истязывать, кольми паче за тщеславное вышение длинною мантиею».
Преподобный Варсонофий Оптинский
«Монах – это битые черепки… его все бьют: и бесы, и мирские люди. От всех он постоянно терпит уничижения и унижения. Бьют его, и остаются от него одни битые черепки… А Господь возьмет его да и склеит… Только это происходит не здесь, а там…»
Святитель Феофан, затворник Вышенский
«…Велика ли вещь мантия?! Мантия – мундир. Она ничего ни прибавляет, ни убавляет в духовной жизни. Посмотрите на получивших теперь мантию: стали они святей? Все такие же. А если стали фонфаронить мантиею, то стали хуже».
Преподобный Пимен Великий
«Три главные делания инока: бояться Бога, молиться Богу и делать добро ближнему».
Преподобный Исихий Иерусалимский
«Отрекшийся от житейского, то есть от жены, имения и прочего, внешнего лишь человека сделал монахом, а не внутреннего. Но кто отрекся от страстных помыслов о всем этом, тот сделал монахом и внутреннего человека, который есть ум. И такой есть истинный монах. Внешнего человека легко сделать монахом, если захочешь, но не мал труд – сделать монахом человека внутреннего».
Священномученик Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский
«Монах – это покойник, в дому лежащий, около которого еще ходят, на которого глядят и даже целуют его; он еще близ мира и мир его еще видит, но однако мир для него не существует… Схимник же – это покойник, уже погребенный в могиле, для которого не только мир не существует, но и он для мира».
Фото из альбома «Остров Валаам и тамошний монастырь», 1887 г.
Читайте наши статьи на Дзен