Село Аибга: как оно стало единственной территорией, которую оспаривает Россия
Разделённое надвое горной рекой Псоу крохотное село Аибга с населением чуть больше 100 человек является камнем преткновения в политической дискуссии между Россией и Абхазией. Каждая из сторон, ссылаясь на определённые факты и документы, заключает эту спорную территорию в границы собственной страны, а потому время от времени вопрос о делимитации данного рубежа встает с новой силой.
Экскурс в историю
В начале XIX века находившееся под гнётом Османской империи Абхазское княжество, обратилось к российскому царю за покровительством, а 17 февраля 1810 года Александр I издал манифест о присоединении этой территории к Российской империи на правах автономии.
Так, расположенное на высоте 840 м над уровнем моря селение Аибга стало частью великой державы. В 1888 году в нём появилось русское поселение, костяком которого стали выходцы из Могилёвской губернии.
Однако не они были основателями этого селения с давних времён именовавшегося Айбога и являвшегося одним из центров древнего абхазского района Псху-Аибга, управляемого князьям Амаршан (Маршания).
К моменту прибытия поселенцев с запада в этом горном ауле проживало 180 семей, представлявших абхазскую этнографическую группу аибга, которая входила в общество Медовеи Медовеевцы, знаменитое своими высокогорным мёдом и садами.
Но в 1877 году коренное население села Аибга подверглось жестоким гонениям.
По сведениям офицера императорской армии Фёдора Фёдоровича Торнау данное крохотное абхазское племя пало жертвой 2-го отряда карательных войск, который в упомянутом году во время очередного этапа Русско-Кавказской войны получил приказ очистить Аибгу от неблагонадёжных элементов. Истребив всех абхазских мужчин и, депортировав из села женщин и детей, военные отчитались об успешно выполненной задаче.
Затем уже безлюдное селение стало местом дислоцирования 1-го взвода 2-й роты Кавказского линейного батальона, и благодаря сенатскому указу 1869 года стало именоваться «Аибга».
Плавающие границы
Вопрос о территориальной принадлежности села Аибга настолько запутанный, что по сегодняшний день нет однозначного ответа чьё оно. Граница на этом крошечном участке не раз меняла свою конфигурацию в зависимости от политической конъюнктуры, а Аибга становилась то абхазской, то русской, то грузинской, а в некоторые периоды истории была разделена между двумя странами.
Всё началось с того, что в 1904 году Гагрский район Абхазии, где находилось селение Аибга, указом российского императора был передан в подчинение Сочинскому округу Черноморской губернии, а чуть позже на основе оставшегося Сухумского округа родилась Абхазская автономная республика.
Причин для подобного раздела Абхазии было достаточно.
Во-первых, принц Ольденбургский планировал создать в районе Гагры аналог Монте-Карло, где должны были проводить отпуск и развлекаться русские аристократы. Столь масштабные вложения в развитие курортной инфраструктуры предполагали скорое получение грандиозной выручки, и в случае, если Гагры оставались в составе Абхазии, вся прибыль доставалась бы автономии.
Во-вторых, правительственным чиновникам не давал покоя тот факт, что значительно опустевшая после миграции исламизированных абхазов и адыгов в Турцию, лакомая причерноморская земля практически не развивается. Министерство земледелия и государственных имуществ, желая максимально эффективно извлечь пользу из ресурсов данной территории, разработало план по присоединению Гагрского района к Черноморской губернии.
В результате этого действия границей между Черноморской губернией и Сухумским округом стала река Бзыбь.
Сочинский инцидент
После Февральской революции 1917 года, когда Российскую империю охватил «парад суверенитетов», Национальный совет Грузии и Абхазский народный совет заключили договор о признании «единой независимой Абхазии в пределах от реки Ингур до реки Мзымта», которая находится севернее реки Псоу.
Однако в 1919 году произошёл так называемый Сочинский инцидент, благодаря которому селение Аибга, как и весь Сочинский район, остались в составе Российского государства.
Оказывается, во время Гражданской войны Добровольческая армия генерала Антона Деникина планировала взять под свой контроль черноморское побережье страны, а при реализации задуманного в районе Туапсе встретилась с грузинскими войсками.
Между А. Деникиным и грузинским меньшевиком Евгением Гегечкори состоялись переговоры об уточнении границ зоны их влияния, которые, в конечном счете, не увенчались успехом.
Грузины, к 1918 году контролировавшие Абхазию, желали, чтобы межгосударственный рубеж проходил по Сочинскому округу, а русская сторона настаивала на том, чтобы Гагрский район, как и прежде, принадлежал ей.
Не сумев договориться путём дипломатии, стороны сошлись на поле битвы, где удача была на стороне армии А. Деникина.
В результате грузинская армия отошла за реку Псоу, там она находилась и в период занятия этого края Красной армией.
Сталинский подарок
2 мая 1920 года при проведении демаркации между Советской Россией и Грузией было зафиксировано, что граница Сочинского и Сухумского округов проходит по реке Псоу.
Однако 12 апреля 1929 года, благодаря душевной щедрости Иосифа Сталина, Гагрский округ перешёл под контроль на тот момент самостоятельной Абхазской республики, которая в 1931 году была включена в состав Грузинской ССР.
Сделано это было на том основании, что в посёлках Леселидзе и Гантиади проживало много этнических грузин, и «во благо установления национальных и родственных связей» необходимо было передать значительную часть черноморского побережья под юрисдикцию Грузии.
Вместе с тем существует версия, что в данном постановлении было отмечено, что селение Аибга, в котором проживало исключительно славянское население, следует полностью оставить в составе РСФСР, а не делить на две страны рекой Псоу.
Но документы, подтверждающие этот факт, загадочным образом не сохранились. Нет и официальных карт разграничения территорий России и Абхазии после 1929 года.
К слову, для того, чтобы уточнить городские пределы Большого Сочи, власти города в 2000-х годах ориентировались по лесотехническим картам.
Спор
В наши дни на участке российско-абхазской границы близ селения Аибга делимитация не проведена. Абхазы требуют себе ту часть села, которая располагается на левом берегу реки Псоу, русские утверждают, что вся территория поселения принадлежит им, а население Аибги выступает за присоединение к России. Вместе с тем грузины заявляют, что никакой проблемы не существует, поскольку Абхазия есть автономия в составе Грузии, у которой нет трений с Россией по поводу определения границ.
Для выхода из сложившейся ситуации уже не раз создавались двухсторонние русско-абхазские комиссии, но вопрос с границей так до сих пор не урегулирован.
Читайте наши статьи на Дзен