«Главный евнух»: как Кутузову удалось пробраться в гарем турецкого султана
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов по праву считается одним из выдающихся русских полководцев. Но в жизни знаменитого воина было много тайн и необычных событий, о которых вряд ли известно широкой общественности.
Род
Михаил Илларионович был не первым славным воином, который прославил род Голенищевых-Кутузовых. Родословное древо рода начинается со славного Гаврилы Олексича — сподвижника Александра Невского, который известен, как участник Невской битвы. Отец фельдмаршала Кутузова был военным инженером, служил при Петре I. Это он спроектировал Екатерининский канал в Санкт-Петербурге, который мы сегодня называем каналом Грибоедова. Строительство этого канала было вызвано необходимостью предотвращать разливы Невы или хотя бы смягчать их последствия.
Ранение в глаз
Сегодня все знают, что реальный Кутузов в отличии от артистов, которые играют его в кино, никогда не носил черной повязки. Однако, в глаз он был ранен, и это ранение — одна из самых невероятных страниц его биографии. Глаз Кутузов потерял в сражении под деревней Шумы, в ходе русско-турецкой войны в 1774 году. Пуля пробила левый висок, прошла насквозь носоглотку и вышла с другой стороны, выбив правый глаз, и не задев мозг. Глаз Кутузов потерял, но ранение в лицо не только не убило, но и не обезобразило его. Спустя 13 лет, под Очаковым, Кутузов опять получил ранение в лицо. Ему выбило несколько зубов. И, наконец, под Аустерлицем, в 1805 году, Кутузов был вновь ранен в лицо, но на сей раз совсем не опасно.
Учитель и дипломат
Михаил Илларионович был не только великим полководцем, но и учителем математики и дипломатом. Обучаясь в Дворянской артиллерийской и инженерной школе, молодой Кутузов продемонстрировал такие способности к математике, что после ее окончания был оставлен преподавателем, и какое-то время наставлял юношество в математике и геометрии. Гибкий ум Кутузова, его умение договариваться с людьми и находить компромиссы и нужные аргументы сделали его так же удачливым дипломатом. Именно Михаилу Илларионовичу принадлежит заслуга благоприятного для России завершения дипломатических переговоров с Турцией.
Кутузов — «главный евнух» русского двора
Михаил Илларионович Кутузов стал едва ли не единственным человеком, который побывал в гареме турецкого султана и остался в живых.
Это было во время дипломатической миссии в Стамбул 1793 года, которую он возглавил по распоряжению Екатерины II. Речь шла о дипломатическом утверждении перехода Крыма к России, а так же об открытии проливов Босфор и Дарданеллы для русского флота. Задача была непростая. Если с утратой Крыма Турции пришлось бы смириться в любом случае, то об открытии проливов договориться было чрезвычайно непросто. Турция чувствовала себя хозяйкой на Черном море. Кутузов начал миссию с того, что как следует изучил турецкий язык. В путь он двинулся неспешно, ехал медленно, с частыми остановками, ссылаясь на ранение, и пользуясь любой возможностью собрать информацию о дворе султана Селима III и его армии. Не зря Суворов говорил о своем талантливом подчиненном: «Ой, умен, ой, хитер! Никто его не обманет!».
В Константинополе Кутузов убедился в том, что миссия относительно проливов практически невыполнима. Как сказал один из царедворцев: «Русскому дипломату проще попасть в гарем султана, чем открыть для русских кораблей проливы». Возможно, именно эта фраза навела Кутузова на мысль. Он знал, что любимая наложница султана Михри-шах, мать наследника, имеет большое влияние на Селима. С ней-то и решился на встречу Кутузов. При помощи интриг, подкупа и разнообразных уловок, он сумел попасть в сад султанского гарема, где его встретили три прекрасные женщины: сама Михри-шах, Нахши-диль — любимая супруга покойного султана, отца нынешнего правителя, которая была другом и советчиком Селима и Хадиджа-ханум — дочь султана Селима и Михри-шах. Кутузов разговаривал с прекрасными гуриями, как и подобает, опустив глаза, однако успел заметить пышность и изящество их одеяний. Про Нахши-диль, урожденную француженку, светлые волосы которой были усыпаны бриллиантами, он говорил, что ему показалось, что ее косы были покрыты росой. Все три дамы были отлично образованы, умны и быстро поняли, какие выгоды несет Турции торговый союз с Россией. Михри-шах обещала повлиять на супруга и обещание выполнила: все требования России, включая свободный проход через проливы, были удовлетворены.
Не обошлось без скандала. Строго говоря, чужеземца, который смог проникнуть в гарем султана, следовало казнить. Положение спас начальник охраны гарема, который пропустил дипломата в сад за колоссальную мзду. Он заявил, что Кутузов — главный евнух двора Екатерины II. Селим сделал вид, что поверил.
Михаил Илларионович говорил потом: «Дипломатическая кариера сколь ни плутовата, но, ей богу, не так мудрена, как военная, ежели ее делать как надобно…»
Главное поражение Кутузова
Одно из немногих, и самое громкое поражение Михаила Илларионовича Кутузова — в битве при Аустерлице. Известно, что Кутузов был против того, чтобы дать сражение Наполеону именно в этом месте. Он предлагал отступить, дожидаясь подхода резервов, но Александр I и его союзник австрийский император Франц II настаивали на наступлении. Кутузов подчинился. И союзные войска были разгромлены Наполеоном. Это стало причиной опалы Кутузова. Впрочем, император Александр I со временем одумался, понял свою ошибку и, к счастью для России, вернул опальному полководцу фельдмаршальский жезл. Александр говорил по этому поводу: «Я был молод и неопытен. Кутузов говорил мне, что надо было действовать иначе, но ему следовало бы быть в своих мнениях настойчивее».
Читайте наши статьи на Дзен