Епитимья: за какие грехи церковь наказывала строже всего
На самом деле в христианстве епитимья не считается наказанием. Эта мера направлена в первую очередь на исправление согрешившего и излечение его души. Но иногда епитимья могла быть хуже тюремного срока.
Еретикам и раскольникам – пожизненная
Ко всем еретикам Церковь была беспощадна. Епитимья для них назначалась до тех пор, пока еретик, старовер, раскольник не отрекался от заблуждений. Более того – епитимью мог получить не только сам старовер, но и человек его укрывающий. Дополнительно епитимья подкреплялась другими наказаниями. Как подмечает в статье «Русская Православная Церковь о раскольническом движении и старообрядцах», М.Слепкова, введенный в 1716-1718 гг. штраф за отсутствие на исповеди раскольники платили в двойном размере. Староверов предавали анафеме, ссылали на сибирскую каторгу с полной конфискацией имущества, вносили в «черные» списки», запрещали иметь паспорта и лишали других гражданских прав.
Католическая церковь наказывали отступников еще строже. В одной из монографий американского историка и эксперта по истории инквизиции Генри Чарльза Ли говорится, что в теории епитимья служила способом спасения заблудших душ. Обычно епитимья, налагаемая инквизицией, сводилась к неустанной молитве, строгому соблюдению постов, паломничеству по святым местам, раздаче денег на благотворительность. На практике же она нередко превращалась в добровольное тюремное заключение, посажение на хлеб и воду. Если же еретик из тюрьмы сбегал, он признавался безумцем, отвергшим «спасительное лекарство». Строго наказывался не только «утративший веру», но всякий, кто давал ему пристанище или милостыню, кто не доносил на него властям или не задерживал для передачи в суд. «Пособника» также обвиняли в ереси с наложением пожизненной епитимьи.
Использовали инквизиторы и унизительные методы воздействия на души «заблудших овец». Например, поздняя испанская инквизиция в качестве епитимьи обязывала еретика стоять у дверей церкви в санбенито или носить «позорную одежду» постоянно. Одной из жестоких форм католической епитимьи в XIII веке было бичевание – оно считалось легким способом исцеления, но могло длиться до самой смерти осужденного. Хотя и смерть не избавляла от унижений и позора тех, кто не исполнил до конца наложенную на них епитимью. Так, в 1329 году каркассонские инквизиторы приказали отрыть и сжечь кости семи похороненных еретиков, не успевших исполнить епитимью, конфисковать имущество их детей и лишить наследников всех прав.
Убийцам – от 5 до 20 лет
Продолжительность епитимьи для убийц зависела от тяжести преступления. В «Канонах Православной Церкви» известный епископ РПЦЗ Григорий (Граббе) выделяет три вида убийства – вольное, близвольное и невольное. Самой длительной, 20-летней, была епитимья за убийство вольное. К ней приговаривались мужья, убившие жен в гневе, разбойники, те, кто совершил убийство из корысти или на почве неприязни. Двадцатилетнюю епитимью получали и отравители, в том числе женщины, случайно отравившие мужей любовно-приворотным зельем. Убийством вольным считался и аборт, хотя за «детоубийство во чреве» срок епитимьи снижали вдвое – до 10 лет.
Одиннадцатилетняя епитимья назначалась за убийство близвольное. Как пишет Граббе, к нему относилось убийство в страсти или во гневе, а также убийство по неосторожности. Одиннадцатью годами епитимьи наказывались превысившие степень самообороны, то есть те, кто убил человека, защищаясь во время драки.
Мягче всего наказывалось убийство невольное. Епитимия за него назначалась пятилетняя, хотя в большинстве случае срок «исправления грешника» определял священник. К невольному убийству относились случаи лишения жизни по неосторожности. Например, «бросит камень в древо», а камень отскочит и убьет человека. Или «ударит ремнем или железом нетяжелым» и ненароком умертвит того, кого пытался «исправить кнутом».
Прелюбодеям – от 3 до 15 лет
Как следует из правил одного из Отцов Церкви Василия Великого, женщины за прелюбодейство наказывались 15-летней епитимьей, при этом в церкви им запрещалось стоять рядом с другими прихожанами, что усиливало моральное порицание бесстыдницы.
Для мужчин-прелюбодеев епитимья была мягче. Как указано в «Канонах Православной Церкви» Граббе, пойманный на прелюбодеянии или невольно в нем обличенный обязательно подвергается епитимье, но ее срок определяет батюшка. Тот, кто силой взял в жену нареченную другому и насильственно растлил ее, получал 9 лет, а вышедшая замуж без согласия отца – всего 3 года. Епитимья налагалась и на тех, кто женился повторно. За распавшийся первый брак и желание жениться вторично грешника отлучали от причастия на год или два. Троеженец же наказывался пятью годами епитимьи.
Мужеложцам, скопцам и гробокопателям – от 10 лет до пожизненной
Одной из самых продолжительных епитимий наказывались скотоложники. Их отлучали от Таинства как минимум на 15 лет, но по усмотрению батюшки, с учетом возраста и здоровья грешника, его «исцеление» часто растягивалось до конца жизни. Меньше обычно получали за мужеложство. Епитимья за гомосексуализм могла ограничиться 7 годами, хотя нередко давали и максимум – «пятнашку».
Отдельные правила наложения епитимьи существовали в отношении скопцов. Владыка Григорий (Граббе) подчеркивал, что сделавшихся скопцами от насилия, по болезни или по рождению, церковь не наказывала. Более того – им даже разрешалось принять монашество или стать священником, в том числе и епископом. Если же мирянин добровольно оскоплял себя или другого, вступал в секту скопцов, то в зависимости от обстоятельств он наказывался епитимьей от 3 лет до пожизненной.
Наконец, приличные сроки епитимьи четко оговорены в правиле 66 Василия Великого для гробокопателей. Те, кто осквернил могилу, обокрал покойника и надругался над телом, например, вырвав золотые зубы или отрубив палец с драгоценным кольцом, наказывались 10-летним отлучением от Святого Причастия. Осквернитель могил также был обязан ежедневно совершать две сотни земных поклонов и «долгое время стоять на коленях», вымаливая у Бога прощение.
Читайте наши статьи на Дзен