Почему православного священника хоронят с закрытым лицом
Лица усопших православных священнослужителей действительно принято накрывать специальной тканью. Примечательно, что материю не снимают с лица покойного даже при погребении. Что же это за ткань? И откуда взялась такая традиция?
Чин погребения
Отпевание (или чин погребения) – это богослужение, совершаемое при похоронах верующего священником или архиереем. Оно состоит из молитв и песнопений, в которых кратко изображается вся судьба человека – за преступление заповеди он снова обращается в землю. В Православной Церкви существует несколько чинов погребения: для мирян, для младенцев, не достигших возраста 7 лет, для монахов, для священников и чин погребения на Пасху. Содержание каждого чина составлено в соответствии с образом жизни и служения умершего. Так, при погребении монашествующих поют песнопения, соответствующие их обетам.
Особый чин погребения иереев (рукоположенных священников) появился в греческих Евхологиях (сборниках молитв) в начале XV столетия, а в русских Требниках – в конце того же века. А вот свою нынешнюю форму данный чин получил только в XVII веке. Погребение священника отличает большая сложность, торжественность и продолжительность, чем погребение простых верующих и монашествующих. Чин погребения священнослужителей состоит из 5 апостольских и 5 евангельских чтений, между которыми читают псалмы, исполняют антифоны, тропари и седальны. Многие чтения и песнопения носят общезаупокойный характер, но есть и те, в которых содержатся размышления о жизни, служении и смерти священника.
Закрытое лицо
Впрочем, похороны священнослужителя отличаются от похорон монахов, младенцев и мирян не только содержанием чина погребения, то есть песнопениями и молитвами, но и другими аспектами. В правую руку усопшего архиерея или священника влагается крест, а на грудь полагается Евангелие, в донесении которого до людей и состояло их служение. Диакону же помещают в руку кадило. Лицо умершего священника покрывается воздýхом, то есть литургическим плáтом. Дело в том, что к числу священных одежд, которыми покрываются различные священные вещи, употребляющиеся при Богослужении, относятся: облачения и покровы престола и покровы для Святых Даров.
Лицо покойного служителя церкви покрывается воздýхом, то есть тканым покровов для священных сосудов, используемым за Божественной литургией, в знак того, что усопший был совершителем тайн Божиих, и в особенности Святых Таин Тела и Крови Христовых. Так писал богослов Гермоген Шиманский в своем труде «Литургика: Таинства и обряды». Шиманский дополнительно отмечал, что закрытие лица покойного священника является символом того, что умершего «покрывает всесильная десница Господа». Именно по этой причине, по мнению Шиманского, при окончании отпевания и выносе гроба вместо «Святый Боже…» поют ирмос (вступление песни канона) канона преподобного Андрея Критского «Помощник и Покровитель».
Похороны священника
Стоит отметить, что с покрытым лицом завершивший земную жизнь священник находится в гробу не только во время отпевания. Воздýх не снимают с лица покойного служителя церкви даже при погребении. Мало того, как утверждают Людмила Горностаева и Геннадий Торгашев, авторы издания «Основы религиоведения», пока умерший мирянин лежит дома, над ним читают Псалтырь, а над священниками и архиереями – Евангелие. При выносе тела мирянина впереди идут представители духовенства, несут крест и икону, а при погребении священника под колокольный звон – крест, хоругви и свечи. Да и отошедших ко Господу священнослужителей хоронят чаще всего в храме. Миряне удостаиваются такой чести исключительно за особые услуги, которые они оказали Церкви при жизни. Как бы то ни было, согласно традиции, непосредственно перед погребением или перед тем, как процессия двинется на кладбище, гроб, в котором находится тело священника, 3 раза обносят вокруг храма.
Читайте наши статьи на Дзен