Недопоселение
Экопоселения и родовые поместья – совсем недавний опыт развития территорий в нашей стране. Исследователи — социологи, которые уже могут дать какие-то оценки этого опыта, считают, что если изоляционистская модель взаимодействия с окружающим миром у таких ячеек общества не изменится, перспективы их развития не велики, или, скорее, их просто можно не учитывать в государственном масштабе.
Исследования этих поселений провела ведущий специалист-аналитик исследовательской группы «Циркон» Анна Хомякова: она побывала в нескольких поселениях, и общалась в сети со многими их жителями, и сделала доклад «Экопоселения в России: проблемы и перспективы развития». Также эти сообщества исследовал Артемий Позаненко – аспирант НИУ ВШЭ, аналитик Проектно-учебной лаборатории муниципального управления. Он побывал в четырех поселениях. Вот некоторые наиболее интересные результаты исследований господ ученых, которые опубликованы на Экспертном сайте Высшей школы экономики www.opec.ru.
Что это?
Экопоселения и родовые поместья стоит различать в исследованиях, потому что последние экопоселениями не считаются — и организаторами, и «настоящих» экопоселений. Несмотря на внешнее сходство, сообщество родовых поместий больше похоже на коммуну единомышленников с преобладанием мотивов жесткого изоляционизма, построения своего «маленького мира», ограничения внешних связей и обожествления природы. А жители собственно экопоселений охотно пользуются современными благами цивилизации и поддерживают активные контакты с мегаполисами. «Конечно, среди тех и других ярко выражен мотив «омрачнения» городской действительности и желание вырваться за ее пределы» (Анна Хомякова).
Кто там живет?
Как правило, горожане, три четверти из них с высшим образованием. Изоляционизм чаще всего основан на идеологии: из исследованных Артемием Позаненко поселений жители трех относили себя к анастасийцам – последователям В. Мегрэ, и одного – к язычникам.
Анна Хомякова: «Жизнь в экопоселениях выбирают молодые люди от 25 до 35 лет, которые уже попробовали что-то в жизни, наработали первичный опыт, но, с другой стороны, еще достаточно активны и находятся в поиске. Несмотря на четкое постулирование идей, у жителей экопоселений часто снижен порог критического мышления. Определяющее значение играет их легковерность из-за недостаточного опыта и знаний в области духовных практик. В книгах В. Мегре (идеолога родовых поместий) и прочей эзотерической литературе читатель намеренно уводится от попыток рационально осмыслить предложенные перспективы жизни. Уходя от цивилизации, жители экопоселений часто исповедуют противоречивые идеи и имеют перед глазами очень разноплановые представления о конечном результате отъезда».
Правовой статус
Весьма неопределенный. Обычно под поселение используется цельный участок земли сельскохозяйственного назначения, площадью от 1 га, который оформляется на одного человека или на создаваемое юридическое лицо в виде некоммерческого партнерства. В дальнейшем участок данной земли может быть перепродан участникам сообщества по частям. Проживание и строительство (кроме хозяйственных построек) на землях сельскохозяйственного назначения запрещено, что порождает конфликты и судебные разбирательства.
Артемий Позаненко: «Постоянной власти у подобных сообществ нет, возникающие проблемы решаются с помощью создаваемых инициативных групп. Самое крупное из исследуемых поселений – «Родное». Для отстаивания своих интересов его лидеры в настоящий момент пытаются зарегистрировать партию. В их планах продвижение федерального закона о родовых усадьбах, проект закона уже разработан. В Белгородской и Брянской областях действуют региональные законы, которые позволяют бесплатно получать от 1 до 15 га земли сельскохозяйственного назначения. Земли, строения и полученная с них продукция не облагаются налогом. С землями, полученными таким путем, нельзя совершать никаких операций, кроме наследования. На основе этого закона было создано поселение в Брянской области».
Анна Хомякова: «Большую проблему представляют взаимоотношения экопоселений с муниципалитетами в силу отсутствия правового регулирования экопоселений и их стремлением к обособленности. Эффективное будущее экопоселений невозможно без их сотрудничества с властью, бизнесом, обществом в целом, без поиска и согласования взаимных интересов. Экопоселенцы вправе рассчитывать на поддержку государства, но и, со своей стороны, должны предложить обществу конкретные проекты своего участия в общегосударственных программах».
Социальные проблемы
Артемий Позаненко выделил четыре стадии развития таких поселений:
- Эйфория от идеи самообеспечения;
- Столкновение с трудностями, которые порождают конфликты;
- Отсутствие сплоченности, хуторской образ жизни;
- Формирование рациональной сплоченности.
Причем, по его мнению, все исследованные сообщества находятся на третьей фазе и характеризуются низкой сплоченностью. При этом идейные задумки и принципы воплотить не удается. Развить эффективную систему сельского хозяйства, опираясь на взгляды идеолога натурального хозяйства З. Хольцера, не получается, поэтому о реальном самообеспечении этих поселений речь не идет.
По мнению Анны Хомяковой, в числе проблем в таких поселениях — «неготовность к жизни «на земле», привязанность к комфорту, конфликты, возникающие, как на бытовой почве, так и из-за противоречия в изначальных целях и идеях, а также взаимоотношения между различными поселениями, лидеры которых не всегда готовы уступить друг другу. И одна из ключевых проблем – источники доходов. Именно по этой причине жители экопоселений, несмотря на автономность и обособленность, часто поддерживают связи с городом, так как находятся в финансовой зависимости от него.
Артемий Позаненко: «Модель жизнеобеспечения подобных поселений основана на наличии дохода у большинства членов сообщества, проживающих вне территории поселения. Жители могут иметь свое дело, являться рантье (сдавать недвижимость в городе), работать удаленно, иметь непостоянные заработки, быть наемными рабочими, получать пенсию. Подобные поселения могут быть достаточно крупными – до 100 семей».
Губительный изоляционизм
Каковы дальнейшие перспективы российских экопоселений? Хомякова полагает, что это будет во многом зависеть от того, смогут ли они найти свое место в общегосударственных программах и свою нишу в развитии страны. Сегодня, как жители экопоселений на индивидуальном уровне, так и сами экопоселениия в виде территориальных единиц остаются достаточно замкнутыми по отношению к внешнему миру и часто настроены изоляционистски.
Анна Хомякова: «Спектр ответов респондентов на тему будущего экопоселений варьируется от эзотерических рассуждений о наступлении Новой Эры до описания некоего постмодернистского рая для интеллигентов, где люди живут вне города, но пользуются всеми благами цивилизации. Примечательно также, что редко встречалась позиция, согласно которой экопоселения должны не противостоять цивилизации, а показать ей перспективный путь развития, стать местом для развития новых природоохранных технологий. В настоящее время российские экопоселения являются скорее примером внутренней эмиграции, эскейпом или переходом в новое качество, так называемым «социальным трансфером».
Артемий Позаненко: «В значительной степени жители данных сообществ изолированы только от системы здравоохранения. Несмотря на декларирование значимости домашнего образования, создать альтернативную систему общему образованию внутри сообществ не удается. Используя солнечную и ветровую энергию, жители поселений пытаются изолироваться от сетей электроэнергии. Существование таких поселений оказывает, как негативное, так и позитивное влияние на окружающую территорию. Конфликты с местными жителями, представителями местной администрации и с различными надзорными службами во многом являются следствием отсутствия законодательной базы данного явления. С другой стороны, данные поселения обеспечивают временной работой население окружающей территории и, например, способствовали сохранению школы около поселения «Родное».
Читайте наши статьи на Дзен