Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2022-03-05 18:48:53

Отпуск в Арктике: как в СССР зарабатывали на экскурсиях на Крайний Север

В тридцатых годах XX века, когда весь мир восхищался подвигами полярных исследователей, власти СССР решили заработать на возросшем интересе к Крайнему Северу. Советские арктические путешествия для всех желающих – одна из самых интересных страниц мировой истории туризма.

Белые медведи для интуристов

Первый круиз в северные широты организовало для иностранцев в 1931 году акционерное общество «Интурист». Целью поездки было пополнение советской казны валютой, а также демонстрация буржуазной общественности экономических и научных достижений советской власти.

К уникальной по тем временам «научно-туристической» экспедиции под руководством профессора Владимира Визе присоединились 15 иностранцев. Среди них известный исследователь Арктики генерал Умберто Нобиле, немецкий журналист Фридрих Зибург, а также три американки – Эмма Дрессер, Элизабет Паттерсон и эксцентричная миллионерша миссис Бойс. Отплыв 19 июля 1931 года из Архангельска на ледоколе «Малыгин», они пробыли в Северном Ледовитом океане целый месяц.

Для туристов были организованы кратковременные экскурсии на полярные острова. Правда, из-за того, что моторная лодка, предназначенная для этих целей, сломалась, плавать к берегам пришлось на малокомфортной шлюпке, вмещавшей всего 12 человек. Своего рода «шоу» стала и знаменитая встреча «Малыгина» с дирижаблем «Граф Цеппелин», сопровождавшаяся обменом почтой.

«Арктика – один из доступных продаваемых иностранцам продуктов, ведь Россия обладает ее наибольшей частью. Идея сделать эту часть мира, которую ранее посещали с большим риском лишь исследователи, доступной для иностранных туристов, была блестящей идеей», — писал Фридрих Зибург. Впрочем, немец был недоволен большим количеством русских на пароходе, которые, по его словам, мешали туристам отдыхать, донимая их дискуссиями о коммунизме.

Благодаря участию европейцев и американцев экспедиция вызвала интерес западной прессы. Например, газета «Нью-Йорк Таймс писала, что одетым в мех туристам было тепло в Арктике, а миссис Эмме Дрессер даже удалось подстрелить белого медведя и северного оленя. Из недостатков экспедиции журналисты отмечали «скверное питание».

Экспедиции 1937 года

В 1937 году туристско-экспедиционное управление Всесоюзного центрального совета профсоюзов решило прокатить в Арктику уже советских граждан. Всего состоялось два таких «тура» на пароходе «Вологда».
Благодаря рекламе, которую организаторы за несколько месяцев до поездок разместили в центральных газетах, известна стоимость рейса для одного человека – 1500 рублей. Это равнялось средней зарплате гражданина РСФСР за 7 с половиной месяцев работы. «Туристы посетят Архангельск, Мурманск, Амдерму и Новую Землю. Длительность рейса – 22 дня», — обещали устроители.

На север рискнули отправиться простые советские инженеры, рабочие, учителя и врачи, а также группа иностранцев от XVII Всемирного геологического конгресса. Подробностей о том, как были организованы эти рейсы, немного. Однако известно, что пассажиры парохода участвовали в вечерах самодеятельности, для них также устраивались длительные прогулки по побережью Новой Земли.

Поздние экспедиции

Во время Великой Отечественной войны ни о каких турпоездках в Арктику, конечно, не было и речи. Вернулись к этой практике только в 1960-х годах. Вплоть до Перестройки туристов возило на север Мурманское морское пароходство.

В 1966 году суперлайнер «Вацлав Воровский» прокатил пассажиров по Северному морскому пути – от Мурманска через Диксон, Норильск и Соловецкие острова обратно к Мурманску. В 1967 году данный маршрут был дополнен заходом на Землю Франца Иосифа.

С 1978 года круизы в Арктику стали ежегодными. До конца 1980-х годов рейсы протяженностью 6 тысяч километров осуществлялись на теплоходе «Клавдия Еланская». Эти поездки были гораздо многолюднее первых – по 200 пассажиров в каждом рейсе. Они также более тщательно организовывались в плане обеспечения безопасности, комфорта и развлечений для туристов. Сопровождающие старались знакомить пассажиров не только с флорой и фауной северных островов, но и с историей освоения Арктики.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: