Каких языческих богов на Руси заменили православные святые
До принятия христианства на Руси бытовало язычество. Понятно, что с возникновением нового религиозного учения славяне, веками чтившие языческих богов, не могли сразу позабыть о них. Поэтому многие из них были просто заменены православными святыми.
Велес и святой Власий
Языческий бог Велес упоминается летописях и как Волос. Видимо, именно благодаря созвучию имен с принятием христианства функции Велеса взял на себя православный святой Власий. Как известно, в древности Велес слыл покровителем домашних животных. После крещения Руси за здоровье скотины верующие стали молиться святому Власию. Ведь, согласно житию, Власий обладал способностью исцелять животных от всяческих недугов. К тому же этого святого почитают в тот же день, в который когда-то почитали и Велеса – 11 февраля.
Перун и пророк Илья
Бог грома Перун «трансформировался» в пророка Илью. В старину, заслышав гром, наши предки говорили, что это Илья пророк на своей колеснице по небу ездит. Согласно Библии, при жизни Илья с помощью молитв не раз вызывал засуху и дождь, а также «низводил огонь с небес». Во времена язычества 2 августа, когда теперь православные верующие почитают пророка Илью, назывался Перуновым днем.
Мокошь и Параскева Пятница
Мокошь – одна из немногих языческих богов в женском обличье. Мокошь оказывала особое покровительство женщинам, помогала им в хозяйстве и рукоделии, а также в семейной жизни. Со временем Мокошь превратилась святую Параскеву Пятницу (Льняницу), которая тоже считается женской заступницей и хранительницей домашнего очага. Однако женская половина населения Руси так не хотела расставаться с любимой богиней, что еще несколько веков после принятия христианства ей поклонялись тайно и даже продолжали приносить жертвоприношения, бросая в колодец пряжу или нитки. В пятницу, в день почитания Мокоши, а затем и Параскевы, хозяйки откладывали все домашние дела: не стирали, не шили и не пряли.
Сварог и Кузьма и Демьян
Черты славянского бог-кузнеца Сварога переняли сразу двое святых Кузьма и Демьян. Имена братьев зачастую соединяли в одно – Кузьмадемьян. Этих святых считали своими покровителями все работники кузниц, которые почитали за грех трудиться 1 ноября — на Кузьмудемьяна. Кроме того на Руси братья слыли и куриными покровителями. В деревнях в честь этих святых принято было разводить костры и сжигать петуха. Точно такой же обряд исполняли язычники, поклонявшиеся Сварогу.
Стрибог и Мирон Ветрогон
Стрибог – повелитель ветров и воздуха в целом – отмечал свой праздник в конце августа, тогда же почитают теперь и святителя Мирона, прозванного в народе Ветрогоном. Как ни странно, согласно поверьям, именно на Мирона наблюдается особенно ветреная погода. «Мироны-ветрогоны пыль по свету гонят, о красном лете стонут» — говорили наши предки.
Ярило и святой Юрий (Георгий)
Юрьев день отмечается 23 апреля, именно тогда, когда наши предки почитали бога Ярилу – бога солнца и весны. Кроме схожего звучания (-яр и -юр) у языческого божества и христианского святого есть еще много общего. Например, оба они являются олицетворением победы: Ярило символизирует победу весны над зимой, а святой Георгий покровительствует воинам.
Неделька и святая Анастасия
Славянское божество с ласковым именем Неделька сменила христианская святая Анастасия. Свой праздник Неделька отмечала в воскресенье. Работать в этот день было запрещено, в противном случае Неделька могла каким-либо образом свести все труды на нет. Примечательно, что имя Анастасия в переводе с греческого обозначает «воскресенье».
Читайте наши статьи на Дзен