Кокошник: кому запрещалось его носить
Науке неизвестна причина и подлинная история того, как возникла прочная ассоциативная связь «девушка – кокошник». Возможно, дело в западных стереотипах, популяризированных кино и мультфильмами. Но ни на старых фотографиях, ни на картинах тех времён, ни в упоминаниях не встречается ничего подобного.
Короны невест
Когда фотографии старинных девичьих венцов («корун») появляются в сети, особенно внимательные сразу начинают задавать вопросы: из чего сделаны эти ажурные конструкции? Неужели выкованы из металла? Может, сплетены из бисера и проволоки? Если нет, то как они держат форму? Как ни странно, все это вышивка, а точнее, «сажение по бели» — древнее, очень трудоемкое и почти забытое искусство.
Множество слоев ткани и картона складывали друг на друга, это служило основой, затем, прошивая насквозь, сверху прокладывали жгуты из обыкновенных белых ниток и «сажали» жемчуг и стеклянные стразы. Затем полотно прорезалось, становилось легче и прозрачнее. В некоторых случаях весь контур просто вышивался золотной нитью в несколько слоев.
Для того, чтобы венец не осел и не деформировался, его проклеивали составом из муки или размятого в воде хлеба. Справиться с этой работой могли сами крестьяне, тем более что мастерство играло значительно большую роль, чем дороговизна материалов. Венец удобно сгибался вокруг головы и сзади его края связывали лентами, что позволяло даже регулировать размер. Великолепным дополнением служил саженый жемчугом косник, который при помощи лент крепили там, где волосы оканчивались неприглядным ломким хвостиком, таким образом, пряча его среди украшений и выпрямляя прическу под весом этого аксессуара.
Вот тебе кокуй, с ним и ликуй
«Их жен не отличить от первейших боярынь», — жаловался на русских крестьян хорватский богослов Юрий Крижанич в середине XVII века.
Обилие жемчуга в нарядах самых простых людей поражало его и вводило в заблуждение, в Европе это было неслыханно. Особенно много богатого галуна, золотных нитей и жемчугов встречалось на кокошниках, которые, как раз, и носили замужние женщины, соревнуясь статью с боярами в высоких шапках.
Слово «кокошник» происходит от древнего названия курица — кокошь. А ведь курочка только тогда имеет красивый алый хохолок, когда регулярно несёт яйца и способна к продолжению рода.
Право носить кокошник в русской традиции предоставлялось исключительно замужним, это значило, в свою очередь, что все волосы должны быть аккуратно заплетены в две косы вокруг головы и убраны с глаз долой под скромный повойник, что и предполагает такая конструкция.
Жёсткая шапочка в основании кокошника, укреплённая множеством слоёв ткани, картона и бересты дополнялась лопастью, возвышающейся над головой, как было принято в Ярославской и Костромской губерниях. Или будучи сама по себе высокой, сверху она покрывалась богато вышитым донцем. Такими были, например, кокошники в Каргополе и Москве.
Именно закрытое темечко роднит его с сорокой, и даже намиткой, ведь волосы роженицы и работницы уже не так хороши, как девичьи, да и времени ухаживать за ними не оставалось. В этнографии западных славян есть масса упоминаний о том, что коса после свадьбы и вовсе отрезалась. По крайней мере, прощание с косой и «окручивание» молодой новым головным убором характерно для всех наших соседей.
Читайте наши статьи на Дзен