Чешский князь Олег Русский: малоизвестное продолжение истории Вещего Олега
Все мы со школы знаем стихотворение А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», в котором обыграна летописная легенда о гибели древнерусского князя Олега от укуса змеи, выползшей из черепа любимого княжеского коня. Но оказывается, не всё в жизни и смерти Олега так однозначно.
Умер Олег или ушёл за море
Прозвище «Вещий», которым русские летописи наделяют Олега, указывает, вероятно, на его жреческий статус у язычников. Правда, есть версия, согласно которой этим прозвищем наградили его уже христианские монахи-летописцы, причём именно с целью посрамить язычество. Ведь «вещий» князь не смог предвидеть свою смерть!
Конечно, есть большие сомнения именно в таком характере гибели Олега, и не столько потому, что укусы гадюк, водящихся в наших северных краях, очень редко бывают фатальными, но главным образом потому, что это вообще очень расхожий сюжет средневековых легенд о правителях, повторяющийся и в Скандинавии, и в Англии. Однако речь здесь пойдёт о другом.
Основными источниками о жизни Олега служат нашим историкам древнерусские летописи. Но в них есть расхождения. Так, по «Повести временных лет» (ПВЛ), Олег умер в 912 году, вскоре после успешного похода на Константинополь и подписания выгодного договора с Византией. Согласно же Новгородской Первой летописи (НПЛ), кончина Олега относится к 922 году, причём произошла она не в Киеве, а на севере, в Ладоге, где якобы находится его могила. При этом автор НПЛ, видимо, сам сомневался в истинности этих сведений, так как добавлял и ещё одну версию, по которой Олег ушёл куда-то за море и умер там.
Вопрос о жизни и смерти Олега тесно связан с более широкой темой точной хронологии и событий ранней русской истории. Упоминания об Олеге – том же самом или каком-то его младшем современнике, носившем то же имя, но неизвестном по русским источникам – имеются в иностранных документах. В то же время, по обычно полным и скрупулёзным византийским источникам не прослеживаются походы и договоры Олега с Византией. Это заставляет многих историков думать, что они были сочинены русскими летописцами. Само же правление Олега могло протекать в более позднее время, чем это следует из ПВЛ или НПЛ.
Олег после ухода из Руси
Арабские и армянские средневековые историки пишут про два похода русов через Каспийское море на территорию нынешнего Азербайджана. По христианскому летосчислению они состоялись в 912 и 944 гг. При этом арабский историк Аль-Масуди упоминает и двух правителей славян, следовавших один за другим, первого из которых, по созвучию, можно отождествить с Диром (по русским летописям, Олег убил в Киеве соправителей Аскольда и Дира и занял их место в 882 году), а второго – с Олегом. Правда, Аль-Масуди не утверждает, что его гипотетический Олег (Аль-Ольванг) возглавлял поход русов через Каспийское море.
Зато в так называемом «Кембриджском документе», представляющем письмо некоего высокопоставленного еврея при дворе хазарского кагана к своему соплеменнику при дворе кордовского халифа, рассказывается о таком эпизоде. Некий предводитель русов Hlwg, что обычно отождествляется со скандинавской формой имени Олега (Хельг), завоевал для Византии у Хазарии Керченский пролив, однако был разбит хазарским военачальником Песахом, после чего уже по заданию Хазарии отправился на Константинополь. Византийцы сожгли суда русов греческим огнём, и тогда Олег отправился через Каспийское море в Персию, где и погиб вместе с войском.
Описание неудачного похода русов на Каспий может относиться как к 912, так и к 944 году. Учитывая, что ему предшествовал разгром русов у Константинополя (по русским и греческим известиям, это был поход князя Игоря в 941 году), речь, скорее, о походе 944 года. Напомним при этом, что НПЛ называет Олега не князем, а лишь воеводой при Игоре, сыне Рюрика.
Для объяснения столь долгой активной жизни Олега (он участвовал в событиях, разделённых более чем шестьюдесятью годами) выдвинуто немало версий. Они сводятся к двум основным положениям: 1) Это были разные Олеги; 2) Ранние события биографии Олега (начало правления, захват Киева) необоснованно удревнены, а на самом деле случились позже. По принципу «лезвия Оккама», предпочтительнее для науки второе объяснение.
Олег – предок князей Жеротинских
Не вдаваясь во все версии биографии вещего Олега, отметим только, что многие историки не исключают, таким образом, продолжения его активной жизни и деятельности после исчезновения с горизонта древнерусских летописей в 922 году, по меньшей мере до 940-х годов.
Теперь перенесёмся в Чехию той эпохи. Точнее, в Моравию, остаток Великоморавского государства, где в конце IX века проповедовали братья Кирилл и Мефодий, и которое в начале Х века было разгромлено венграми и немцами.
Согласно одному из чешских источников, в 940-949 гг. в Моравии правил князь Олег русского происхождения. Его потомками ещё в XVII веке являлись князья Жеротинские (или Жеротины). В начале Тридцатилетней войны, в 1618-1620 гг., Жеротины возглавили неудачное движение за независимость Чехии от Габсбургов, после чего бежали из страны. При этом некоторые их потомки, возможно, обосновались в России: во всяком случае, в XIX веке на родство с Жеротинскими претендовали дворяне Блудовы, один из которых – Дмитрий Николаевич Блудов – в 1842 году, при Николае I, получил графский титул за свою долгую службу министром внутренних дел.
Был или не был Олег Моравский
Правда, чешские источники об Олеге Моравском, во-первых, написаны не раньше конца XVI века; во-вторых, полны противоречий и анахронизмов. Жизнь Олега Моравского как исторического персонажа относится в них то к середине Х века, то к концу IX столетия. При этом он называется племянником князя Ярополка Святославича и, в одном из источников, сыном Олега Святославича (погибшего от рук Ярополка), но, одновременно, братом Ольги, жены князя Игоря! Между тем Олег и Ярополк Святославичи были, по русским летописям, внуками Игоря и Ольги!
Сведения поздних чешских историков об Олеге Моравском не согласуются также с известными данными об истории Моравии. Поэтому большинство нынешних историков считает сказания об Олеге Моравском, выходце из Руси, легендой, сочинённой в конце XVI-XVII вв. в угоду сильным в то время князьям Жеротинским.
Но это не исключает вероятности присутствия в истории Чехии и Моравии Х века некоего князя варяжского происхождения с характерным скандинавским именем Олег, даже если он не был идентичен вещему Олегу русских летописей (хотя и это нельзя исключать). Ибо проблема установления подлинных событий биографии вещего Олега и их точного датирования остаётся нерешённой.
Читайте наши статьи на Дзен