Нательный крест: почему эта русская традиция удивляет европейцев
В России нательный крестик (тельник) вешают на шею ребёнку при крещении, и человек носит его постоянно в течение жизни. Снять крест многие верующие считают чуть ли не грехом. В действительности, трепетное отношение к нательному кресту – это не безусловное требование православия, а, скорее, национальная традиция русского благочестия. Европейским христианам такое поведение не всегда понятно.
История нательных крестов в России
Первые нательные кресты носили русские дружинники-христиане ещё в языческую эпоху, а после Крещения Руси они стали встречаться и среди других слоёв населения. Особенно часто археологи находят тельники в русских могилах начиная с XVI века. Типы нательных крестов, известные из раскопок захоронений XVIII века, сохранялись и в XIX веке. Хотя тельник не принято выставлять напоказ, иногда этот предмет можно заметить у некоторых персонажей на полотнах русских художников. Свои особенности ношения креста были характерны для старообрядцев и для жителей малороссийских губерний.
Широкое распространение тельников в России, возможно, связано с тем, что для крещёного населения они стали своеобразной «заменой» языческим амулетам-оберегам (которые были в ходу у восточных славян ещё в XI-XIII веках). На Руси часто рассказывали истории о том, как нательный крест спасает от нечистой силы.
«Нельзя спать без креста, снимать его на время купания: человек остаётся без защиты», – описывает отношение верующих к кресту историк Марина Громыко в статье «О единстве православия в Церкви и в народной жизни русских».
Ношение тельника было несовместимо с греховными практиками. Например, при гадании русские девушки крест обычно снимали. Напротив, колдуны, порвавшие с демоническими силами, после покаяния, согласно фольклорным рассказам, вновь обретали нательные кресты.
Помимо всего прочего, нательный крест получил в России идентификационное значение, так как русский народ жил бок о бок с представителями иных конфессий.
«Отсутствие креста в представлениях русских – очевидный признак не просто иноконфессиональности, но и заведомой чужеродности, даже иноприродности, человека», – отмечает исследователь традиций православия в XX веке Татьяна Листова.
После Октябрьской революции ношение нательного креста стало явным противоречием государственной политике безбожия. Но из массового обихода тельники исчезли не сразу. На селе вытеснение этой традиции под влиянием атеистической пропаганды происходило в течение 1930-1950-х годов. Даже молодёжь отказывалась от крестов медленно – слишком сильны были представления об охранительной функции тельников. С другой стороны, боязнь подвергнуться насмешкам сверстников заставляла комсомольцев стесняться этого атрибута.
Русские традиции учитывалась гитлеровцами во время нападения на СССР. В августе 1941 года сотрудники УНКВД по Ленинградской области докладывали руководству, что оккупанты производят раздачу населению нательных крестов, которых они привезли с собой несколько ящиков. В деревнях производился «обмен» крестов на комсомольские и профсоюзные билеты. Однако «легализация» тельников в годы войны произошла не только на оккупированной территории – в Красной Армии на ношение солдатами нательных крестов тоже обычно «закрывали глаза».
Массовая практика открытого ношения нательных крестов возобновилась в конце 1980-х годов. Для кого-то в России это зримый признак воцерковления, для кого-то – в большей степени традиция. Иногда крест можно даже увидеть на груди человека совместно с символами других религий. Однако у большинства русских, хотя бы номинально исповедующих православие, сохраняется почтительное отношение к нательному кресту.
А как у них?
В отличие от русских, нательный крест у европейцев встречается нечасто. В православной Греции укоренённой традиции ношения тельников как таковой нет, поскольку никакими церковными уставами это не предписывается в качестве обязательного правила. Греки полагают, что христианину достаточно крестообразного помазания при крещении, и в дополнительных атрибутах он не нуждается. Аналогичного мнения придерживаются православные в Сербии, Черногории, Болгарии и Румынии. Во всех этих странах (как можно судить, например, по фотографиям с пляжей) нательные кресты встречаются в обиходе, но лишь среди небольшого процента православных верующих. Тельники здесь даже считаются типичным признаком русских туристов.
У католиков нательный крест как предмет известен, кресты продаются в церковных лавках костелов. Однако в целом в Западной Европе крест не стал распространённым символом личного благочестия верующих, оставшись преимущественно атрибутом духовенства. Немецкий историк Елена фон Клитцинг приводит пример восприятия немцами советских «остарбайтеров» в Третьем рейхе в 1940-х годах.
«У католиков Регенсбурга установилось мнение, что русские должны быть необычно набожными людьми, так как они постоянно носят распятие на шее», – отмечает исследователь.
Подобные представления иногда способствовали благожелательному отношению к «восточным работникам» в патриархальной сельской местности Германии. Однако, конечно, после двух десятилетий антицерковной пропаганды о какой-то исключительной религиозности советских людей говорить не приходилось.
Протестантское направление христианства, распространённое в части северной и западной Европы, не считает необходимым ношение крестов. А некоторые из них, например, баптисты, относятся к этой традиции отрицательно, так как подобного предписания нет в Библии.
Наконец, необходимо добавить, что с распространением идеологии толерантности нательные кресты становятся в Европе «нежелательным» атрибутом. По сообщениям СМИ, за следование этой традиции личного благочестия в некоторых странах в XXI веке христианина могут оштрафовать или уволить с работы.
Читайте наши статьи на Дзен