Андрей Тарковский: почему режиссера похоронили в чужой могиле
Автор таких культовых фильмов как «Зеркало», «Сталкер», «Андрей Рублев» и «Солярис» умер в 1986 году. Однако знаменитого режиссера и сценариста похоронили вместе с чужим человеком. Почему же так произошло? Кем был «сосед» Андрея Тарковского? И нашел ли Тарковский покой в собственной могиле?
Завещание режиссера
Первые признаки болезни Андрей Арсеньевич Тарковский почувствовал в сентябре 1985 года. Тогда у него фактически постоянно держалась небольшая температура. Чуть позже Тарковского начал одолевать мучительный кашель. Однако сам режиссер считал, что все это отголоски туберкулеза, перенесенного им в детстве. Тем не менее обследование Тарковский все же прошел. В декабре того же года шведские врачи, получив результаты анализов, позвонили кинематографисту и сообщили о диагнозе – рак легких. Лечением Тарковского, который, по словам биографа Федора Раззакова, в тот момент не мог похвастать хорошим материальным положением, занимались лучшие врачи – помогли коллеги, в том числе жена Высоцкого Марина Влади.
Однако прогресса в лечении не отмечалось, и 29 декабря 1986 года Андрей Тарковский скончался. В то время Тарковский уже жил в Париже. Дело в том, что незадолго до этого режиссер стал невозвращенцем. Он уехал в рабочую командировку в Европу и решил остаться там навсегда. Когда Тарковский понял, что дни его сочтены, он написал завещание: «Когда я умру, прошу похоронить меня в Париже на русском кладбище. Ни живым, ни мертвым я не хочу возвращаться в страну, которая причинила мне и моим близким столько боли, страданий, унижений. Я – русский человек, но советским себя не считаю. Надеюсь, что моя жена и сын не нарушат моей воли несмотря на все трудности, которые ожидают их в связи с моим решением».
В чужой могиле
А трудностей, с которыми было связано исполнение завещания Андрея Тарковского, и в самом деле оказалось немало. Родные Тарковского были стеснены в средствах, а свободных мест по приемлемым ценам в тот момент на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа не было. Именно поэтому тело кинематографиста поначалу было погребено в одной могиле с чужим человеком. В книге «Неизвестный Тарковский» (составитель Ярослав Ярополов) указано, что на могиле, в которой был похоронен Тарковский, красовался массивный крест из белого камня с надписью: «Владимир Григорьев. 1895-1973». Актриса Алла Демидова вспоминала, что она с трудом нашла могилу Андрея Арсеньевича: в этом ей помогла служительница кладбища.
По словам Демидовой, на могильном кресте Владимира Григорьева была прикреплена маленькая металлическая табличка с выбитыми буками и цифрами: «Андрей Тарковский. 1987 год». Демидову тогда поразила не только ошибка в дате смерти режиссера, но и его «соседство». Артистка спросила у работницы кладбища, часто ли практикуются в Париже подобные «двойные» захоронения. Та ответила, что это не считается чем-то из ряда вон выходящим. Дело в том, что земля в Сент-Женевьев-де-Буа стоит немалых денег, а если за той или иной могилой долго никто не ухаживает, то ее могут «уступить» еще кому-то. Григорьева, который оказался белогвардейским есаулом, не навещали уже много лет, поэтому Тарковского и позволили похоронить там же.
Перезахоронение
Вообще, как вспоминают многие коллеги Андрея Тарковского, тело режиссера после смерти хотели перевезти в Москву. Для этого был даже специально заказан цинковый гроб. Однако жена Тарковского, Лариса, в последний момент изменила свое решение, видимо, осознав, что она не имеет права не исполнить последнюю волю покойного. Как утверждает Алла Демидова, именно в этом цинковом гробу, причем в какой-то странной спешке, и был погребен Тарковский на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в могиле белогвардейца Григорьева. Демидова в своих мемуарах возмущается тем, что покойного Тарковского не перевезли на родину и не похоронили под Тарусой, как он хотел. Хотя в завещании сам Андрей Арсеньевич упоминал лишь кладбище под Парижем.
Как бы то ни было, «соседство» Тарковского с Григорьевым оказалось недолгим. Как пишет Паола Педиконе в своей книге «Тарковские», уже через год после кончины Андрея Тарковского необходимые средства нашлись, и 29 декабря 1987 года его прах был перенесен в другое место того же кладбища Сент-Женевьев-де-Буа. Так как за захоронения во Франции необходимо вносить регулярную плату, Лариса Тарковская заплатила за могилу супруга сразу на 200 лет вперед. Затем встал вопрос о надгробном памятнике. В 1994 году наконец был установлен гранитный крест с надписью: «Андрею Тарковскому. Человеку, который увидел Ангела». Дата смерти, как и дата рождения, на памятнике на этот раз были указаны верно.
Читайте наши статьи на Дзен