Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2022-09-15 09:45:46

Лев Толстой: почему он терпеть не мог Нобелей и их премию

Лев Толстой не единожды прерывал хлопоты по поводу выдвижения своей кандидатуры на соискание Нобелевской премии. Мало того, писатель утверждал, что был очень доволен тем, что премия так и не была ему присуждена. Толстой заявил, что все дело в деньгах.

Возмущение шведов

Как известно, первые Нобелевские премии были присуждены в 1901 году. Тогда лауреатом премии по литературе стал французский поэт и эссеист Сюлли Прюдом. Как предполагает Татьяна Марченко, автор издания «Русские писатели и Нобелевская премия (1901-1955)», выдвинуть в качестве кандидата на премию русского писателя Льва Николаевича Толстого попросту никто не догадался. А шведский профессор литературы Оскар Ивар Левертин признался, что «считал кандидатуру Толстого делом само собой разумеющимся». Именно Левертин стал инициатором написания резонансного письма в адрес Льва Николаевича, которое поддержали более 40 известных шведских писателей, художников и ученых.

В письме говорилось: «…мы видим в Вас не только глубокочтимого патриарха современной литературы, но также одного из тех могучих и проникновенных поэтов, о котором в данном случае следовало бы вспомнить прежде всего…». Мало того, деятели науки и искусства обрушились с критикой на Шведскую академию наук, объявив ее косным и провинциальным культурно-научным учреждением: «…по нашему мнению, учреждение, на которое было возложено присуждение литературной премии, не представляет в настоящем своем составе ни мнения писателей-художников, ни общественного мнения». Обращение к Шведской академии в данном случае было обусловлено вполне реальными причинами.

«Неприятное положение»

Дело в том, что Шведская академия была против присуждения Нобелевской премии Льву Толстому, так как он своей философией и образом жизни подрывал установившиеся в обществе принципы. Примечательно, что, как свидетельствуют архивы Нобелевского комитета в Осло, Толстой трижды выдвигался на соискание премии. Однако норвежский комитет все время отклонял кандидатуру русского писателя из опасения наградить «анархиста», чья философия «разбросана и бессистемна». Между тем зарубежные деятели искусств продолжали выражать свое негодование. Так, датский критик Георг Моррис Кохен Брандес, обратившись к мировому сообществу, заявил, что «первое место среди современных писателей принадлежит Льву Толстому».

Наконец в 1906 году Российская Академия наук выдвинула кандидатуру Толстого на Нобелевскую премию по литературе. Не зная точно, слухи это или истинная правда, Лев Николаевич тут же бросился писать письмо своему знакомому финскому писателю Арвиду Ярнефельту. Толстой просил приятеля «постараться сделать так», чтобы ему «не присуждали этой премии» и не ставили его «в очень неприятное положение отказываться от нее». Еще в 1902 году в ответе шведским коллегам Лев Николаевич объяснил свою позицию. Толстой утверждал, что «был очень доволен, что Нобелевская премия не была ему присуждена», так как «получил большое наслаждение от выражения сочувствия со стороны стольких лиц».

Причины отказа

Впрочем, самой главной причиной подобного отношения к Нобелевской премии Толстой назвал деньги. «…Это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло» — писал Лев Николаевич. Тем не менее многие уверены в том, что Толстой отказался стать кандидатом на соискание Нобелевской премии, руководствуясь совсем другими мотивами. Стоит отметить, что уже к тому моменту, как премия была впервые вручена, Толстой обладал мировой известностью, а отказ от награды только стимулировал интерес к нему. К тому же Лев Николаевич был достаточно обеспеченным человеком, а потому в деньгах не нуждался.

Хотя нельзя сказать, что Толстой был равнодушен к материальным благам. Так, Вадим Солод в своей книге «Обойтись без Бога. Лев Толстой с точки зрения российского права», упоминает о том, что Иван Тургенев, получавший 400 рублей за лист от своего издателя, любил повторять, что подлинный художник не способен заниматься материальными вопросами. Лев Николаевич отвечал коллеге: «Нет человека, который мог бы обойти материальную сторону жизни» и получал 500 рублей за лист эпопеи «Война и мир», при этом еще и оставляя за собой право издать роман отдельной книгой. Толстой лично вел учет расходов типографии, а также продал права на публикацию своих произведений за 25 тысяч рублей. Солод также считает, что отказ Толстого от участия в присуждении Нобелевской премии подогревал интерес к его личности за рубежом.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: