Берендеево болото: какие тайны скрывает легендарный водоём Залесья
Берендеево болото раскинулось на юге Ярославской области, близ города Переславль-Залесский. Приезжавший в Переславль драматург Александр Островский в пьесе «Снегурочка» создал яркий образ страны «счастливых берендеев». В XX веке о «Берендеевом царстве» много писал побывавший на торфоразработках Михаил Пришвин. Но Берендеево болото не только обогатило русскую литературу – оно само представляет собой кладезь тайн и загадок.
Тайна названия
Берендеево болото – далеко не самое крупное в Европейской части России. Его длина 10 км, ширина – 4-5 км, площадь – около 70 квадратных км. В образовании болота учёные не видят ничего необычного: после ухода ледника в котловине между холмов осталось озеро, которое заболотилось около 3-4 тысяч лет назад, превратившись в торфяник. Люди впервые поселились здесь 8 тысяч лет назад, в эпоху мезолита.
Откуда взялось название болота и расположенного поблизости посёлка Берендеево, неизвестно. Исследователь топонимики Подмосковья Бертиль Вагнер считает, что в русском языке могло существовать прозвище Берендей, образованное либо от названия игрушки-«берендейки», либо от глагола «берендить» (у Даля «берендерить») — «мешать, спорить, перечить, препятствовать, тревожить, бить, колотить, сечь».
Но большинство исследователей выводят топоним из названия народа берендеев. Так называлось тюркское по происхождению племя (первоначально «баяндыр»), заключившее союз с русскими в эпоху Киевской Руси. В летописях берендеи упоминаются в составе союза «чёрных клобуков» вместе с родственными торками, которые тоже служили русским князьям.
Берендеи владели не менее чем шестью укрепленными поселениями на реке Рось (ныне территория Украины), но летописи перестают упоминать их ещё в домонгольский период. Есть гипотеза, что часть народа могла переселиться на северо-восток Руси, в Залесье. Предположительно, поселение берендеев в Ростово-Суздальском княжестве возникло при князе Юрии Долгоруком.
Основанный переселенцами городок Берендеев, по преданию, стоял на возвышенности у Берендеева болота. По свидетельству начала XIX века, здесь находили остатки деревянной и каменной мостовых. Так что сказочный «царь Берендей», возможно, не совсем вымышленная фигура. Правда, надёжных данных, позволяющих связать население Залесья с тюрками-берендеями, всё же нет. В исторических документах упоминается лишь вполне русский Гридин городок, жители которого занимались бурлачеством.
Согласно ещё одной версии, название болота происходит от слов «бер» («медведь» в ряде индоевропейских языков) и «деять». Археолог-любитель Александр Бакаев, живший в Берендееве, полагает, что берендеи – значит «бером деянные». Их можно считать кем-то вроде скандинавских воинов-берсерков, укрывавшихся медвежьими шкурами. Воинские культы, связанные с медвежьим тотемом, вполне могли существовать у славян (в сказках упоминается богатырь Медведко – получеловек-полумедведь). Ещё в неолите в Залесье жили носители Волосовской культуры, у которых был развит культ медведя и встречались скульптурные изображения человеко-медведя. В одном из захоронений, раскопанных на Берендеевом болоте, был обнаружен череп подростка рядом с челюстями медведя. Данной версии «созвучно» название холма Волчья гора, который вклинивается в Берендеево болото полуостровом. Волк – ещё один зверь-тотем, «хозяин» воинских культов.
Капище Синей бабы
Согласно преданию, в районе Волчьей горы стояла каменная баба или же целое языческое капище. Возможно, это был идол берендеев, подобный половецким каменным бабам, сохранившимся в степях Украины. Впрочем, древние меряне, населявшие когда-то Ярославщину, тоже поклонялись богине-матери.
Жители Залесья рассказывают легенды о женщине Матрёне (Марте), окаменевшей от горя после того, как утонул её сын. Её проклятие якобы и превратило Берендеево озеро в болото. По другой версии, это была жена царя Берендея, которого заманила на дно озера русалка. Кроме того, идола называют «каменной Рогнедой».
Письменные свидетельства о каменной бабе относятся к 1830 и 1869 годам, а устные – к более позднему периоду. Идол якобы умел «предсказывать погоду» – перед дождём на нём собирались капли влаги. Деревенские женщины, собирая клюкву на болоте, делали приношения каменной бабе.
Как рассказывал житель села Черницы (Чернецкое) Фёдор Щетинин, каменную бабу взорвали при постройке железной дороги.
«Эта «каменная баба-яга» была величиной с русскую печь, имела человеческое лицо, две косы, женскую грудь. Весь камень был серого цвета, косы же синего», — передаёт рассказ Щетинина краевед Ангелина Финошина, автор книги «Загадочна и таинственна страна берендеев».
Предположительно, в 1930-х годах разрушенный идол пошёл на устройство моста под деревней Василисино. Есть также версия, что бабу разбили в 1943 году немцы – узники лагеря для военнопленных, которые пустили камень на фундамент бани. От идола осталась лишь яма диаметром 18 шагов в 100 метрах от избы Анны Кутиной в Чернецком.
В 1940-70-х годах сотрудники краеведческих музеев предпринимали попытки найти Синюю бабу, но удалось обнаружить лишь груду валунов синего цвета. Некоторые из них по форме напоминали зверей и человека. Возможно, каменная баба была одним из таких валунов, которые пользовались почитанием местных жителей (культ синих камней остался от древних мерян). В самом болоте находили идолов из известняка, относящихся к эпохе мезолита.
Чудище Берендеева болота
Подобно многим легендарным водоёмам, людская молва «заселила» Берендеево болото собственным подобием «Несси». В интернете можно встретить рассказы о якобы обитающем в трясине загадочном существе. Его описывают как зверя с толстым хвостом и головой рептилии, размером с крупного пса или тюленя. Чудище живёт в воде, но иногда «перелетает» из одной части болота в другую. В этом монстре видят экземпляр русского «коркодела», «гивоита» или «ящера» — существа из средневековых легенд, которое наводило страх на наших предков. В Новгороде ручки деревянных ковшей делали в форме головы этого создания. Когда-то Ящеру приносили человеческие жертвы – людей, которых топили в озёрах. Правда, на Берендеевом болоте свидетельств подобных жертвоприношений не обнаружено, несмотря на то, что торфяник хорошо сохраняет органические останки. Не попадалось и скелетов самого зверя. Стоит отметить, что заболоченная местность – неподходящяя экосистема для крупного водного хищника, даже для крупной амфибии вроде исполинской саламандры. Кроме того, в период активных торфоразработок с 1920-х до 1990-х годов никаких чудовищ на Берендеевом болоте не ловили.
Читайте наши статьи на Дзен