«Живая традиция»
В конце этой недели в Москву съедутся лучшие представители русского традиционного искусства, на форум «Живая традиция», который организовали Общероссийская общественная организация «Российский фольклорный союз», при поддержке Министерства культуры РФ, и Государственный центр русского фольклора. 250 участников из Волгограда и Вологды, Воронежа и Калуги, Красноярска и Липецка, Омска и Новосибирска, Твери, Томска, Череповца, Владивостока, Южно-Сахалинска, других городов России и ближнего Зарубежья выступят на разных площадках. Завершится форум гала-концертом в зале церковных соборов, который режиссирует Сергей Старостин. Наверняка на какую-нибудь вечорку заглянет и Берана Пустельга, которая на пресс-конференции разбиралась в проблемах и тенденциях развития русского народного искусства.
Сразу два юбилея отметят участники мероприятия: четверть века исполняется «Российскому Фольклорному Союзу» и ансамблю древнерусской духовной музыки «Сирин» под предводительством Андрея Котова. Во время пресс-конференции поднималось немало важных вопросов, обсуждались основные проблемы фольклорного движения в России.
Открытые вопросы
Многие участники форума «Живая традиция» не понаслышке знакомы с работой этнографа и музейным делом. В России есть масса музеев: полузакрытых, ведомственных, частных, а ведь в их фондах тоже находятся ценные материалы, но нет возможности их добыть для более глубокого изучения. Да и всё то, к чему доступ открыт, остаётся написанным на бумаге, а ведь песне и танцу нужен исполнитель. Получается, что одна проблема тянет за собой другую: если материалы экспедиций и будут активно использоваться, то кем и зачем?
В последние годы многие учебные заведения уже сократили специальности, связанные с фольклором, значит, уменьшилось и без того скромное число тех, кто на профессиональном уровне может вернуть к жизни объекты нематериальной культуры. Дипломированных фольклористов так мало, что они не создают нужного контура критики, в котором бы самозванцы потеряли всякое влияние на публику. Под биркой «русское народное», «наши предки так делали» сейчас презентуется всё, что угодно, и настоящие традиции просто бывает некому защитить, либо этот голос не будет услышан.
Ещё одна загвоздка имеется с образом фольклориста в обществе. «Человек, который сам ничего не умеет и не смог стать композитором, ездит на осле по деревням и собирает тосты», — так остроумно описали участники пресс-конференции этот образ и остановились на том, что коль скоро он никак не соответствует действительности, помочь исправить ситуацию могут только время и упорная работа в своём русле.
Государство и народная культура
Общественные слушания – неотъемлемая часть форума, потому что без поддержки государства организация массовых мероприятий и масштабная просветительская деятельность невозможны. Уже в этом году государство в значительной степени оказало материальную поддержку «Живой Традиции», что указывает на радостные тенденции в общении властей и работников культуры. Чтобы лаконично попросить о помощи, нужно правильно сформулировать запрос, сделать это не так просто.
Необходимы предварительные обсуждения, постоянный сбор и анализ данных о качестве преподавания фольклора, его насущных проблемах, популярности, состоянии, образе в современном обществе, благополучии источников полевого материала. Специалисты на основе этих данных разрабатывают новые законы, защищающие традиционную культуру, предлагают глобальные проекты, ведь одним из ключей к стабильности и благополучию государства является твёрдость его народа в традиционных ценностях, в том самом правдивом, коренном и настоящем, чем он обладает. В обсуждении слушаний был затронут тот факт, что в прошлый раз уже удалось подготовить и немного продвинуть модельный закон об охране нематериального наследия в России.
Идея «живой деревни»
Понятно, что этнографические ансамбли нуждаются в поддержке. Их участники, нередко, являются жителями отдалённых деревень, и тот информационный вакуум, который их окружает, нужно контролировать, оставляя им все собранные полевые материалы, помогая преодолевать возникающие на их творческом пути затруднения. Кроме того, что деревня является основным источником, от которого питается и духовно и информационно вся прочая фольклорная жизнь, она ещё и представляет собой, своего рода, «заповедник» народного духа.
Концерты и мастер-классы – отличный инструмент просвещения и пропаганды, но более полное представление о народной культуре дали бы своего рода «живые деревни», куда в назначенное время съезжались бы специалисты для длительного перфоманса, на котором представлены были бы максимально достоверные сцены русской жизни: в одной избе кто-то рассказывает детям сказки, в другой идёт молодёжная вечорка, в третьей занимаются рукоделием, и т.д. Такая форма подачи материала позволила бы не только на слух и зрение воспринимать традиционную культуру, но и погружаться в её дух, мышление, картину мира.
Белас разберётся
Обещанная перед конференцией «инсталляция в этнографических костюмах», внезапно, ожила, спела две песни и даже станцевала; невыразимо чётко, достоверно и не натянуто выглядело это маленькое представление. Детский ансамбль «Крутуха», которого совсем скоро ждёт выступление в «Институте культурного и природного наследия», воспользовался помощью Алексея Беласа – собирателя старинного текстиля Брянщины и Белоруссии.
Сам он — известный в Новозыбкове краевед, к которому даже местный музей направляет интересующихся со словами «Белас в этом лучше разбирается». Алексей приехал, чтобы провести свою выставку, на которой будет представлено традиционное ткачество и костюм. Кроме осмотра обширной коллекции, можно будет узнать и о различных технических приёмах узорного ткачества, получить правильное представление об этом трудоёмком ремесле. Куратором выставки, также, является известный мастер-реконструктор Татьяна Валькова, обладательница премии «Душа России».
Райская именинница
Андрей Котов немного рассказал о грядущем фестивале духовной музыки. Он с юмором отметил, что сам коллектив «Сирин» поленился бы организовывать такое масштабное мероприятие. Однако, как отметил коллега Котова Сергей Старостин, любой концерт в фольклорной среде– это вынужденная мера, а не традиция в её естественном состоянии, поэтому, деятельность исполнителей может носить самый разный характер и интенсивность. Название «Ангелы и человеки» подчёркивает слияние через духовную музыку божественной и земной сути. Слово «люди» обобщает, а «человеки» разграничивает, как распределены по индивидуальным особенностям голоса в любом хоре. Кроме, собственно, студии «Сирин» в фестивале будет ещё более десяти участников со своими программами. Вообще, говоря о православной теме внутри форума, нельзя не вспомнить о том, что церковь тоже оказывает посильную помощь мероприятию, ведь гала-концерт пройдёт в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.
Итак, в самое ближайшее время в столице можно будет окунуться в то лучшее из прошлого, что пережило века, сохранилось неизменным через войны и застои, передаваемое доныне через сотни рук. Нам снова вверят то сокровище, которое мы достойны унаследовать. Всё, что будет представлено участниками форума – результат колоссального энтузиазма, безупречной преподавательской работы, и главное, любви к своей культуре.
Программу форума смотрите там.
Читайте наши статьи на Дзен