Что делали русские, чтобы ребёнок быстрее заговорил
Речь всегда играла в жизни русских особую роль. Недаром, например, имя наделялось магическими свойствами. Не лишним будет вспомнить и о чудодейственных заговорах, а также о том, что некоторые слова раньше вообще запрещалось произносить. Нельзя было, к примеру, называть «по имени» медведя, нарушителя запрета ожидало неминуемое наказание. Именно с речью были связаны важные этапы развития человека. Так, если верить Н. Е. Мазаловой, автору издания «Человек в традиционных соматических представлениях русских», на Руси считалось, что родничок (неокостеневший участок свода черепа у новорожденных) зарастал только тогда, когда ребенок начинал произносить слово «камень».
Поэтому неудивительно, что овладение речью считалось для ребенка неким переходом на «следующий уровень» развития. По крайней мере, И. И. Шангина в своей энциклопедии «Русские дети: основы народной педагогики» пишет, что, согласно крестьянским понятиям, младенчество заканчивалось тогда, когда ребенок входил в «первый разум». К признакам вхождения в «первый разум» относились такие параметры как: умение сидеть и ходить, есть с помощью ложки и пить из чашки, а также произнесение первых осмысленных слов. Подобными словами, как и сегодня, были слова «мама» и «тятя». Однако в прошлом дети начинали говорить не так рано, как современные – только после года.
Заговоры и обряды
Тем не менее произнесения ребенком первых слов наши предки ожидали так же, как и нынешние родители. Это было таким же значительным событием в семье, как и сегодня. Поэтому его пытались ускорить всеми возможными способами. Татьяна Щепанская, автор труда «Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв.», утверждает, что русские женщины, заметившие, что их чадо долго не говорит, вынимали тесто из квашни, квашню переворачивали и, посадив под нее ребенка, приговаривали: «Как мои хлебы кисли, так и ты, мое дитятко, кисни (полней); как мои хлебы всходили, так и ты ходи; как я, мое дитятко, говорю, так и ты говори». Как видно из текста, такой заговор помогал не только детям, у которых имелись проблемы с речью.
Среди русских Водлозерья, как пишет в своей книге «Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья» Константин Логинов, бытовал и обряд с колоколом. По словам Логинова, в овечий колокол набирали воду из реки или озера и давали попить ребенку. Остатки воды из колокола выплескивали за спину левой рукой, после чего с помощью этого же колокола звонили над теменем «молчуна». Некоторые знахарки использовали для лечения «молчаливых» детей заговоренную родниковую воду, прогретую в печи, наматывали на палец мягкую ткань, смоченную зельем, и протирали ей язык ребенка. Иногда в воду добавляли отвары различных лесных трав.
Изгнание «подменышей»
Нередко детей, которые долго не разговаривали, относили к категории так называемых «обменышей» (подменышей). Как указано в издании «Традиционная культура русских Западной Сибири XIX-XX веков» (авторы Д.А. Алисов и М.Л. Бережнова), согласно поверьям, такие дети похищались мифическими существами, а в семью, соответственно, подбрасывались «подменыши». Среди признаков «обмена» (подмены) И.И. Шангина называет слишком большую голову, чрезмерную прожорливость, неумение ходить, замедление роста. Также «подменыши» часто «путали день с ночью» (то есть не спали, непрерывно кричали и т.п.) и не умели разговаривать. По утверждению Шангиной, «ненастоящие» дети могли не овладеть речью и до 7 лет.
Татьяна Краюшкина в своем труде «Мир семейных отношений в русских народных волшебных сказках» пишет, что обычно «подменыши», которых, например, подбрасывали банники (существа, обитавшие в банях), умирали через несколько дней, превращаясь в головешку или веник. Однако бывали и такие «подменыши», которые вырастали и становились колдунами или губителями рода человеческого, распространяли мор и голод. Поэтому от «подменышей» на Руси старались избавиться как можно быстрее. С.М. Толстая в энциклопедическом словаре «Славянская мифология» сообщает о том, что для того, чтобы вернуть подмененного нечистой силой ребенка, «подменыша» относили на мусорную кучу и били веником.
Читайте наши статьи на Дзен