Как спецслужбы СССР в 1985 году освобождали заложников в Бейруте
Осень 1985 года в Ливане, охваченном гражданской войной, стала временем сурового испытания для советской дипломатии и спецслужб. История с похищением сотрудников посольства в Бейруте наглядно показала, что традиционная дипломатия не всегда действует против тех, кто играет по своим, жестоким правилам.
Захват заложников
30 сентября 1985 года в Бейруте были одновременно захвачены четыре советских гражданина: сотрудники КГБ Олег Спирин и Валерий Мыриков, дипломат Аркадий Катков и врач Николай Свирский. Последний при попытке сопротивления получил тяжелое огнестрельное ранение в ногу.
Гибель Александра Дедюшко: что на самом деле произошло со знаменитым актёром
Ответственность за похищение взяла малоизвестная группировка «Силы Халида ибн аль-Валида», которая, как выяснилось, действовала по указанию «Хезболлы». Ультиматум был адресован не столько СССР, сколько его союзнику — Сирии. Террористы требовали заставить Дамаск прекратить военную операцию в Ливане и вывести войска, после чего советскому посольству предписывалось в полном составе покинуть страну. Выполнение этих условий было единственным шансом на жизнь для заложников.
Безуспешные переговоры и первая жертва
СССР, обладавший в то время значительным влиянием на Ближнем Востоке, попытался решить кризис дипломатическим путем. Были задействованы каналы с Ираном, Иорданией и Ливией, однако усилия не принесли результата — зарубежные партнеры ограничились лишь словами сочувствия.
«Ева согрешила раньше, чем Адам»: кто на самом деле был его отцом Каина
Пока шли безрезультатные переговоры, ситуация обострилась. Первой жертвой стал раненый Николай Свирский. Из-за развившейся гангрены террористы вывезли его в пустыню и расстреляли, а фотографию тела подбросили к зданию советского посольства в качестве «предупреждения».
Как аукнется, так и откликнется
Всерьез обеспокоенная за жизнь остальных заложников, Москва связалась с Сирийскими властями и попросила придержать наступление на «Хезболу». Те выполнили просьбу, но сообщили, что палестинцы по их данным все равно не собираются отпускать заложников. Так оно и вышло. Требования террористов все росли, а заложники оставались в плену. Тогда в Москве решили применить против лидеров Хезболы их же оружие. Резидент КГБ в Бейруте вышел на шейха Фадаллу и сообщил ему, что СССР больше не намерен ждать. Заложники должны быть освобождены немедленно или Советский Союз предпримет очень серьезные шаги. Было установлено, что похищением дипломатов командовал 23-летний начальник охраны Фадлаллы Имад Мугния. На другой день командированные из Москвы «специалисты» захватили двух родственников Мугния. Одного из них вскоре нашли с перерезанным горлом на пороге его собственного дома. В руке он сжимал листок бумаги, на котором было написано, что если заложники не будут освобождены, со вторым родственником Мугния поступят аналогичным образом. При этом был убит и родной брат Мугнии. Жесткие меры подействовали. Утром следующего дня к воротам советского посольства хромая подошли трое бывших заложников. Спустя месяц, благодаря жестким действиям советских спецслужб они обрели долгожданную свободу.