Почему Волга на самом деле не река
Для России Волга — больше чем река. Это символ, «матушка», артерия страны. Но у этой гордости есть горький секрет, о котором молчат учебники: с точки зрения гидрологии, Волга как река почти исчезла. Её заменило нечто иное — и виной тому мы сами.
Самая-самая
По всем формальным признакам Волга — гигант. Длина — 3668 км, от Москвы до Северного полюса. Ежегодный сток — 256 миллиардов кубометров воды. Это главная водная магистраль европейской части России и чемпион по количеству гидроэлектростанций: девять мощных ГЭС образуют каскад от Твери до Волгограда.
Казалось бы, прогресс: ГЭС дают дешёвую энергию, водохранилища обеспечивают водоснабжение городов, орошение полей и глубокий фарватер для судов. Но за этот комфорт природа заплатила страшную цену.
Тихая смерть реки
Гидрологи бьют тревогу уже десятилетиями. Река — это постоянный водный поток с естественным течением. Волга же сегодня — это цепь медленных, почти стоячих водохранилищ.
Главные качества русского солдата, которых боялись противники
Однако именно благодаря водохранилищам Волга фактически и перестала быть рекой в привычном понимании этого слова. Авторы издания «Большая Волга» («Вокруг света») заявляют, что Волга уже давно превратилась в сеть водохранилищ. Сегодня в своем естественном русле она течет лишь на 4 отрезках: 8 километров от своего истока до Верхневолжских озер, от озера Волго до Твери, в юго-восточной части Рыбинского водохранилища и от выхода на Прикаспийскую низменность до впадения в Каспий. На всем остальном протяжении река заменена каскадом искусственных водоемов либо ее естественное русло изменено под напором плотин ГЭС.
Леонид Кудерский, автор труда «Исследования по ихтиологии, рыбному хозяйству и смежным дисциплинам», тоже утверждает, что в превращении реки в нечто иное виновато крупномасштабное строительство гидросооружений. В связи с этим Кудерского беспокоит тот факт, что в водоемах с замедленным стоком изменились условия обитания водных организмов. Благодаря данному обстоятельству произошли значительные перестройки в фауне бассейна, в том числе в видовом составе рыб. По словам ученого, изменения в рыбном населении Волжского бассейна проявились в 2 формах: во-первых, исчезали проходные и реофильные рыбы, во-вторых, появились новые виды, прежде в реке вообще не встречавшиеся.
Другие проблемы Волги
Но мало того, что Волга перестала быть рекой и превратилась в сеть водоемов с абсолютно другой фауной. Вдобавок к этому одной крупнейших рек ученые прочат смерть. Как утверждает автор книги «Социально-экономическое развитие современной России», Василий Семенов, вода, прошедшая через турбины, становится «мертвой», так как в ней погибают все микроорганизмы. Кроме того, плотины мешают развитию рыбного хозяйства, препятствуя миграции рыб. Известно, что так называемые рыбоходы дают слишком малый эффект. Множество рыб гибнет или получает травмы при прохождении через турбины электростанции.
Загрязняет воду не только погибшая рыба. Как пишут в издании «Человек и биосфера» А. Воробьев и Л. Пучков, на ряде участков загрязнение Волги нефтяными продуктами превышает норму более чем в 100 раз. Вообще, загрязнение бассейна реки специалисты связывают именно с высокой концентрацией промышленных предприятий, транспортных зон и сельскохозяйственных объектов. В результате антропогенная нагрузка в этом бассейне в 8 раз превышает среднюю по России. И это при том, что треть водозабора страны приходится именно на Волгу. Тем не менее взамен она получает 39% общего объема загрязненных сточных вод. Вот почему Волга может безвозвратно исчезнуть не только как река, но и как функционирующая экосистема.