Сказки для ума
Волшебная сказка хвалит героя сильного, справедливого и скромного. А еще невероятно смышленого. Сегодня мы бы сказали, что у него «нестандартное мышление». О таких выходах за границы обывательского разума наш рассказ.
Загадка в сказках не простая задачка для ума. Часто это что-то неопределенное или парадоксальное. С ней может справиться только герой – «Иван-дурак», чье пристрастие к тавтологии хорошо известно. В его мышлении воплощена логика загадки – представлять все, что попадается на глаза, как вопрос к уже готовому ответу.
Едет Иванушка к царю и видит: на дороге хлеб, в хлебе лошадь; он выгнал ее кнутиком, чтобы не отаптывала, и говорит: «Вот загадка есть!». Едет дальше и видит змею, взял копьем ее заколол и думает: «Вот другая загадка!» Приезжает он, наконец, с готовыми загадками и строит ужасную тавтологию:
«Ехал я к вам, вижу на дороге добро, в добре-то добро же, я взял добро-то да добром из добра и выгнал: добро от добра и убежало».
«Ехал я к вам, на дороге вижу зло, взял его да злом и ударил, зло от зла и умерло».
Часто кладезь ума в сказках это женщина.
Царь задает своим боярам четыре загадки: что всего сильней и быстрей, что всего на свете жирнее и сытнее, что всего мягче, что всего милее. Бояре отвечают, что быстрее всех каурая кобыла, всего жирнее – рябой боров, всего мягче – пуховик, всего милее – внучек Иванушка. Царя ответы не устраивают, и он в гневе прогоняет бояр. Теперь им нужно отыскать того, кто поможет им найти настоящие ответы.
Так они подходят ко двору, где живет девушка-семилетка, которая им и помогает. Оказывается, что быстрее и сильнее всего – ветер, жирнее и сытнее всего – земля, мягче всего рука (на что человек ни ляжет, а все руку под голову кладет), а милее всего сна нет ничего на свете!
Царь — излюбленный персонаж русских загадок.
Служил один солдат в полку двадцать пять лет, а царя в глаза не видел. Вот и пошел к батюшке. Приходит солдат к царю и говорит, зачем пожаловал, а тот его спрашивает:
«Высоко ли небо от земли?» Служивый отвечает: «Столь высоко, что там стукнет, а здесь слышно». – «А широка ли земля?» – «Вон там солнце всходит, а там заходит – столь широка!» – «А глубока ли земля?» – «Да был у меня дед, умер тому назад с девяносто лет, зарыли в землю, с тех пор и домой не бывал: верно, глубока».
Узнал царь о жалобе на один монастырь, приходит к настоятелю и решает дать братии печаль – три загадки – чтобы братия их разгадала в три дня. Царь спрашивает:
«Сколько звезд на небе? Чего я, царь, стою? Что я, царь, думаю?».
Настоятель опечаливается, идет думает как царские загадки разгадать. Ему наудачу попадается нищий, который берется вместо настоятеля ответ держать. Требует стопку бумаги, карандаши и запирается в келью.
Через три дня приезжает царь и спрашивает с монахов. На вопрос, сколько звезд на небе, нищий, переодетый в настоятеля, подает царю стопку бумаги, всю исписанную цифрами. А на возражение царя: «Ты что наврал», он отвечает: «А ты проверь». На второй вопрос отвечает, что царю цена – двадцать девять рублей. Царь от удивления аж вскочил и молвит: «Ты что, рабочий в месяц получает тридцать!» А нищий говорит: «Иуда продал Христа, царя небесного, за тридцать рублей, а ты — земной царь, хоть на рубль дешевле должен быть». На третий вопрос (что царь думает), нищий отвечает, что царь думает, будто стоит перед настоятелем. А переодетый отгадчик говорит: «А я на самом деле безродный попрошайка!».
Максим Казаков
Читайте наши статьи на Дзен